Надо заметить, что не так уж много и давали. Начинали мы рыбачить этакими хитрыми устройствами, которые про себя называли «закидушками». Это было такое МегаУстройство в виде пластмассовой рыбки, на которой размещалось, как на челночке, метров десять-пятнадцать лески не высшего качества, крючок, грузильце и неуклюжий, тяжелый пластмассовый, больше смахивающий на юлу, поплавок мутно-серого цвета.
Ловили с берега или со свай. Самой частой добычей становились ершики и окуньки. Тех, что помельче, жарили прямо на месте. Сооружали нехитрый костерок, подвешивали на найденную здесь же проволочку рыбок. Зажаривали и съедали. А ту рыбу, что покрупнее, несли домой, засаливали и сушили. С наступлением очередного учебного года всегда было, что прихватить с собой на переменку, я уж не говорю о зиме.
Но мы подрастали, и «пластмассовая рыбка» в качестве снасти нас уже никак не устраивала. Это же относится и к качеству улова. Хотелось ловить большую рыбу. Да и не только большую, а вообще другую, не ту, что водится около дома. Стали покупать спиннинги, по тем временам довольно неплохие. У меня до сих пор сохранился один такой. Ему уже около трех десятков лет, а он все такой же. Двухметровый, разборный, легкий, прочный, удобный, выполненный из дюралевого сплава. Единственное, в чем он претерпел изменения, так это замена пропускных колец с фабричных, на более «правильные», хотя и самодельные.
Далее дело стояло за блеснами. То, что продавалось в магазинах… Это надо было видеть. Нет, я не говорю ничего, конечно же, ловили и на те, но выбор все равно оставлял желать лучшего. Мы какими-то правдами и неправдами добывали иностранные каталоги рыболовных снастей и там подсматривали разнообразные конструкции блесен, и не только. Поначалу всегда испытывали трудности с их переводом, приходилось обращаться к старшеклассникам или преподавателям. Но с началом изучения иностранных языков дело сдвинулось с мертвой точки, и мы лишь уточняли переводы отдельных терминов, отсутствующих в словарях.
Таким образом, насмотревшись и натерпевшись от «наших» блесен, мы потихонечку освоили технику производства оных кустарным способом, а именно
В качестве материала для своих суперблесен мы брали… деньги. Чаще использовали пяти и двадцати копеечные монеты (выпуска 1961 года), мне нравилось выколачивать серебряные блесны из полтинников (выпуска 1924 года). Это был вполне подходящий, легкий в обработке и окраске, достойный материал.
Сначала выбирали образец по каталогу, и на бумаге-миллиметровке один к одному прорисовывали будущую блесну. Затем молоточком из монеты на куске рельса или наковальне выколачивали заготовку из монетки. Когда основные параметры были как бы соблюдены, брали ножницы по металлу и вырезали сам контур. Затем шла механическая обработка напильником и надфилем, которая плавно переходила в шлифовку наждачной бумагой, от крупной до нулевки и заканчивался полировкой с применением пасты ГОИ. Сверлились отверстия, карабинчик и тройничок покупались, а лепесток изготавливался из любого подходящего цветного пластика.
Вот, вроде бы уже и все, иди и лови. Но нет. Выколотить и обработать блесну механическим путем еще недостаточно, чтобы немедленно приступить к блеснению на воде. Существует еще и химический этап процесса — это окраска блесен в необходимые цвета, нанесение определенного рисунка. Вот об этом мы и поговорим в следующей статье.