В чем экзотика русского севера? История одного путешествия. Пещеры и озера.

Реклама

Продолжаем наше путешествие, впечатляясь северными красотами. Позади речки Келда, Кулой и Пинега. Впереди — пещерные и озерные глубины.

Голубинский заповедник полон тайн и загадок. Отправляемся в Тараканий лог, где пещеры. Вообще-то я не любитель спелеологии, вроде как не стремлюсь в чрево земли раньше положенного времени попасть, всегда успею, но уж ежели мы уже здесь, то отчего не воспользоваться случаем?

Очень тепло, погодка разгулялась, солнце греет, ветерок приятный. Совсем летний, хоть север уже дышит осенью. Подходим к входу в провал, а снизу веет холодом, особо контрастным по сравнению с теплым ветром. Вниз ведет деревянная лестница в несколько проемов.

Спускаемся. У нас три фонарика на пятерых. В эту пещеру лучше идти зимой. Сейчас вход в самые интересные залы возможен только через водный сифон, куда надо подныривать и проплывать сколько-то метров под водой. Неподготовленному человеку это сложно и опасно, да и сам не пойдешь. Но в часть коридоров и пещер путь простой.

Реклама

Володя снимает, фотоаппарат профессиональный: возможна съемка в самых разных условиях, и он ловит кадры. Пацаны позируют. В какой-то момент мы с Андреем остаемся без фонарика в большом зале. Движения воздуха нет. Тишина и темнота. Глазу зацепиться не за что. Говорить не хочется, только дыхание и ожидание. Словоохотливый Андрей уважительно молчит. И нашу шумную команду научил вести себя в пещере без лишнего гама. А то мы по незнанию стали было аукаться, как в лесу. А нельзя так себя в пещерах вести, не принято. Вот и стоим в тишине, собственное дыхание слушаем. Хорошо, что недолго.

Выбираются мои мужчины из пещерных лабиринтов, освещают путь на выход, и мы потихонечку возвращаемся. И уже почти совсем вышли, как сзади послышались голоса. Что это??? Ведь мы только что оттуда, и там не было никого! А потом и свет фонариков… И на свет Божий выходят четыре человека — двое мужчин, молодая женщина, а с ними ребенок лет шести. Грязные и довольные.

Реклама

«Вот, — шутят, — нашли в пещере», — указывая на пацаненка. Такой юный спелеолог. Они прошли дальше нас по пещерным ходам, потому мы их и не видели. Достаточно опытные спелеологи с десятилетним стажем, сюда приехали поискать пещеру, названную именем Высоцкого. Говорят, очень красивая пещера, с большими залами и находится где-то здесь же, в Тараканьем логе.

На следующий день мы идем по ягоды, а Игорь — исследовать Тараканий лог.

Пробираемся к ягодным полянам. Володя решает пройти коротким путем и забирается на один из скальных утесов. Да-а-а, нормальные герои всегда идут в обход. Спуститься путем подъема невозможно. А другой еще найти надо. И мы с Серегой на тропе, а папик наверху утеса — выясняем, где же он может спуститься. Ну, просто как в том анекдоте — «снимите меня, снимите!!!» — «снимаем (щелчок фотоаппарата), снимаем». Вот только аппарат был у него. Но с помощью Сереги и какой-то матери (хорошо, без меня обошлось) спустился. Пособирали ягод и отправились обратно.

Реклама

А в лагере — сплошные сюрпризы. Ленька пошел по дрова и в 20 метрах от лагеря насобирал черники и брусники больше, чем мы втроем. А Игорь в исследованиях лога набрел на высохшее русло ручья со сказочно красивыми камнями. Я его уговорила еще разок туда прогуляться. Ну, и наворотила Мать-Природа! Вверх-вниз, воронки, утесы, спуски, подъемы, деревья упавшие и растущие. Вышли наконец на тот бывший ручей. На 25 метрах русла по дну разбросаны выточенные водой ажурные камни самых причудливых форм. Белые, розоватые, голубые.

Наверху русла небольшая пещерка в скале. Видимо, именно оттуда были вынесены они когда-то потоком воды. Начали рассматривать, выбирать. Самые причудливо-резные, с тонкими стенками, изумительно красивые приходится оставить на месте. Не только до дому не довезти, но и в лагерь в целости-сохранности не доставить, слишком хрупкие. Скрепя сердце ограничиваю свои хотелки, беру несколько камней, которые имеют шансы доехать до дома, и мы возвращаемся в лагерь. Радуюсь, как дитя. Очень нравятся эти находки.

Реклама

Наутро приехала машина и повезла нас на Карас-озеро. Оно расположено неподалеку от Красной Горки — поселка, где базируются наши инструктора. Поселок небольшой — жителей не больше полутора десятков. Красивое местечко, виды замечательные: лес, Пинега с притоками, просторы, небо бескрайнее. Основная достопримечательность — монастырь 17 века, полуразрушенный храм и постройки монастырского двора.

Идем в храм — в то, что от него осталось. Купола нет, а стены еще вполне. И внутри сохранились фрески! Видны картины на библейские сюжеты, лики и фигуры. Некоторое время тому назад в помещениях монастыря была размещена колония, потом дурдом, а сейчас здания просто заколочены. Прогуливаюсь вокруг, наблюдаю, ищу связь времен. Кровать железная стоит около здания, старая, панцирная, узкая очень. Наверное, со времен дурдома осталась. Представляю картины прошлого. Около храма кучи угля навалены. Сейчас здесь местная котельная. Греет храм людей в поселке и после своего разрушения — не души, так тела бренные.

Реклама

А вот и Карас-озеро. Это система озер с островами и протоками, в которых можно заблудиться. Там нас будут обучать таинствам путешествий в озерных глубинах. Дайвинг по всем правилам. Уж чего я только не испробовала за свою жизнь, чем не позанималась. Горы, речки, дельтаплан, лыжи — ежели подумать, то и еще припомнить можно. А вот плавание под водой а-ля Кусто не изведала. И не в теплых морях погружение предстояло испытать, а в холодных карстовых озерах.

Наших инструкторов трое. Дмитрий, инструктор подводного плавания с 36-летним стажем, в Москве ведет школу, где учит и сертифицирует желающих погружаться и плавать самостоятельно. Рассказал, что с двумя женами расстался, отдав предпочтение плаванию. Слегка напрягает своими героическими повестями о себе, которые так явно требуют выразить восхищение, что делать этого совсем не хочется. Впрочем, дело он знает отлично и инструктаж проводит понятно.

Реклама

Петр, лет 40 с небольшим, приятный, в меру контактный и деловой. Сергей, моложе Петра, спокойно-серьезный, с очень чистым и открытым взглядом. За разговорами общих знакомых находим, да с веселой историей. Оказывается, они в прошлом году подобное путешествие организовали в городе моего детства — там тоже есть карстовые озера. И познакомились с телевизионной командой, которую мы хорошо знаем — ведущая Ирина и режиссер Павел. Знакомство состоялось в день Петра и Павла: «Петр» — «Павел». Пожали руки друг другу. И вспомнили, что за день. Ну, а дальше все по известному российскому сценарию…

Отцы-командиры предложили нам разделиться на 2 группы. Мы с Серегой остались в лагере, а Володя с Ленчиком и Игорь уехали. Мы провели день в лагере, готовили обед, сушили влажные вещи у костра, гуляли по лесу в окрестностях озера. Наши все не возвращались. Вместо обещанных 2-х часов прошло не менее 6-ти. К исходу пятого я начала волноваться и жалеть, что сама не поехала. А вдруг что случилось? Волнение усмиряла пробежками по просекам с песнями. Где еще такое найдешь: нет никого кругом, голоси, как охота.

Реклама

Приехали наши дайверы очень довольные. Рассказов! И с погодой повезло: весь день светило солнышко и было тепло, не каждый день нам такое доставалось. Нас в этот день уже не успевают погрузить. Завтра обещают приехать пораньше. А я торможу, соображаю, надо ли оно мне. Да еще для того, чтобы этот неопреновый гидрокостюм на себя напялить, надо войти в воду, окунуться, костюм водой наполнить и тогда в него влезать. Он сразу почти начинает греть, а для того, чтобы это случилось быстрее, «за шкирку» выливают кружку-другую теплой водички, нагретой на костре. Но сам процесс залезания в холодное озеро — 8 градусов, а в глубине вообще пять, бр-р-р. И не то что вода холодная страшит — уж мы с ней, слава Богу, дружим — а вот сырость весь поход, да погода весьма прохладная при этом…

Впрочем, об этом я подумаю завтра, утро вечера мудренее.

Реклама