Хочу сразу предупредить, что результат выигрыша на 100% не гарантирован, ведь вы все же встречаетесь с чемпионом! Но не отчаивайтесь — любителям не раз удавалось побеждать в подобных встречах за шахматной доской. Поэтому как можно внимательней прочитайте данные в этой статье советы — опытные игроки во встречах с новичками часто расслабляются, полагая: «Да с этим новичком, похоже, я расправлюсь в два счета!» — и допускают промахи либо ставят ловушки, которые можно с легкостью обойти. А в результате — опытный игрок остается без пешки или, чего доброго, без фигуры! Тут вы и покажете известному гроссмейстеру, где раки зимуют!
Но хватит болтать попусту, приступим к тренировкам. Первым делом купите себе учебник по шахматной игре для начинающих, кодекс с правилами, ну и, конечно, шахматную доску. Достаньте фигуры. Как вы заметили, одни из них белые, а другие черные. Расставьте их, воспользовавшись учебником, и тщательно запомните правильное расположение. Чем больше у вас фигур, тем лучше, и, как правило, маститые игроки нередко дают начинающим фору, убирая с доски одну (или несколько) из своих фигур. Так что считайте, что в этом случае у вас уже есть преимущество!
Теперь начинайте осваивать ходы. Тут все просто: король (главная фигура) ходит на одно поле, ладья по прямой линии, конь буквой «Г» (два поля по вертикали и одно по горизонтали), слон по диагонали. Ферзь (королева) сочетает в себе свойство двух фигур — ладьи и слона, то есть может двигаться как по прямой, так и по диагонали. Это самая сильная фигура. Осталась пешка. Она может передвигаться на одно поле вверх (а из начального положения — сразу на два!) и рубить фигуру (пешку), находящуюся на одно поле выше по диагонали.
Так, с ходами разобрались. Теперь разберем эквивалент (значимость) отдельных фигур. Здесь также все несложно, так как все измеряется в пешках как в самых слабых боевых единицах на шахматном поле. Ферзь оценивается в 9 пешек, ладья — в пять, конь и слон равны трем пешкам. А как же король? Ведь он ходит совсем недалеко, а, следовательно, и угрозу представляет небольшую? Оказывается король — фигура бесценная. Без него партия будет считаться проигранной. Хотя срубить короля нельзя, ему можно только угрожать, нападая на него. Такая ситуация в шахматах называется шахом. При возникшей угрозе король вынужден срочно отступить. А если случилось так, что у него нет свободных полей для отхода? Подобная ситуация называется матом. Из этих двух определений и происходит название игры, «шах» и «мат» — «шахматы». Игрок, получивший мат (имеющий этого короля), вынужден признать свое поражение и сдаться на радость победителя. Если с вами, не дай бог, такое случилось, не забудьте пожать сопернику руку (ведь победа наверняка досталась ему с трудом), как требует шахматный этикет и поблагодарить за встречу. Но надеюсь, этого не случится, вы с достоинством проведете всю партию и с таким же достоинством победите!
Итак, наша цель ясна — чтобы победить чемпиона, нужно поставить ему мат! Осталось решить основные задачи.
Сейчас отвлекитесь от компьютера, почитайте кодекс, основные правила, ознакомьтесь с самоучителем (можно и в Интернете все это поискать). Читать кодекс, конечно, скучно, но, не зная данных правил, вы никогда не сможете победить за шахматной доской. Как вы, например, будете играть, не зная, что такое шахматные часы, и для чего они нужны? Вас просто не допустят к соревнованиям.
Освоили? Давайте теперь рассмотрим основные составляющие любой партии — ее стадии. Шахматная партия имеет три стадии — дебют, миттешпиль и эндшпиль. Хотя зачастую бывает, что до эндшиля и до миттешпиля дело не доходит. Тем не менее, разберем их по порядку, так как во встрече с чемпионом, чтобы победить, скорее всего, придется пройти их все. К тому же нельзя попадать впросак в любой из них, так как перед вами далеко не начинающий.
Именно поэтому забудьте в дебюте (это начальная часть партии) о таких вещах, как «детский мат» — на них сильный игрок никогда не купится. Изучите теорию. Совсем необязательно изучать все. Достаточно знать основные начала и выбрать из них наиболее понравившееся. Причем в данном случае придется предусмотреть выбор дебютов с двух позиций: если вы будете играть белыми, и если вы будете играть черными, так как предугадать до соревнований, какой цвет вам достанется, практически невозможно.
Следующая стадия — миттешпиль, или середина партии. Если вам удалось дожить до нее, можете собой гордиться, хотя именно здесь и развиваются основные события. Чтобы научиться хорошо играть в середине партии, учебниками для начинающих не обойтись. Если у вас есть время, постарайтесь разобрать как можно больше примеров. Если же его нет, то изучите основные понятия: что такое комбинация, тактические приемы (завлечение, отвлечение, мнимая жертва), «форточка»
Эндшпиль — это последняя, заключительная часть партии. Она наиболее спокойная, так как к этому моменту все страсти поутихли, и на поле боя осталось совсем немного фигур (чаще всего без ферзей). Здесь очень важно для вас будет знать, как поставить мат одинокому королю — при помощи короля и ферзя, короля и ладьи, короля и двух слонов, короля и двух коней — и как провести в ферзи одинокую пешку (да-да, в шахматах, как в сказке, возможно все, и даже слабая одинокая пешка может стать королевой). Без знания всех этих вещей вам никак не победить.
Что еще вам посоветовать? Пожалуй, ничего, потому что думаю, вы и сами во всем прекрасно не разберетесь. В дорогу только добавлю, что в шахматах, как и в любом другом виде спорта, важны не только хорошие теоретические знания, а еще и практика. Поэтому, переварив в голове весь предыдущий материал, не теряйте времени зря. А хватайте доску под мышку — и вперед, к соседу (знакомому, другу)! «Не хотите ли вы сыграть партию в шахматы? Я вас научу, если не умеете. Поверьте, это недолго!» Да и зачем беспокоить соседа? Ведь у вас есть Интернет с большим выбором шахматных программ или с возможностью сыграть в сети «вживую»! Нужно только поискать. И, кто знает, может быть, вашим случайным соперником окажется чемпион мира? В общем, удачи!