Сначала они остановились в городе Севасте (ныне Сухум), затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в пещере, расположенной в ущелье реки Псырцха.
Симон творил здесь множество знамений и чудес. В том числе, доказывая всемогущество Господа, им проповедуемого, апостол оставил на камне след своей ноги. И по сей день к этому камню с углублением в форме стопы человека приходят люди: кто-то — увидеть чудо Божие своими глазами и молитвенно прикоснуться к нему; кто-то — загадать желание, как советует местное поверье. Рядом с камнем находится святой источник, по преданию, появившийся ещё в I веке. Вода в нём настолько чистая и свежая, что так и хочется сказать — живая.
В начале XIX века в Абхазии началось возрождение православия, а в 1875 году был основан Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь.
Место, где располагается мужской монастырь, поистине удивительное. С одной стороны его закрывают мощные хребты Кавказских гор, с другой — крутой склон, спускающийся к Черному морю. Сложно представить, каких трудов потребовало от монахов выровнять площадку, занести и завезти строительный материал.
Впрочем, по преданиям, камни на постройку монастыря собирали всем миром и весьма оригинальным образом. От подножия селения Новый Афон до горы, где должен был располагаться комплекс, ведет дорога. Длина ее порядка двух километров. И вот каждый из желающих очиститься должен был проделать этот путь на коленях, неся с собой камень, размер которого, по внутреннему убеждению человека, соответствовал бы его грехам. Недаром дорога эта называется «путь грешников». В результате очень быстро на горе выросла приличная куча камней, и монахи приступили к строительству.
Сложно поверить, наблюдая со стороны, что это здания мужского монастыря. Архитектура больше подходит дворцу махараджи. Затейливые башни и башенки, яркая краска на стенах, изящные пальмы и кипарисы, между которыми задумчиво гуляют коровы. Но это самый настоящий православный монастырь, с храмом, часовней, молельными кельями. И если снаружи зрителей очаровывает красота и изящество построек, то внутренняя роспись храма вызывает чувство благоговения. Суровые, но понимающие лица старцев, кажется, заглядывают в твою душу, читая там все до последней строчки.
И тут же, неподалеку от Ново-Афонского монастыря, находится еще одна из достопримечательностей республики Апсны — Новоафонская пещера. По своим размерам она входит в пятерку крупнейших пещер мира. Причем не столько из-за протяженности, сколько из-за размеров гротов.
«В работу» пещеру запустили в 1975 году. Именно тогда для удобства туристов были проложены тоннели, по которым по сей день бегают небольшие поезда. Они доставляют людей к основной цепочке залов и затем вывозят их обратно наверх. Для того чтобы посетители могли лучше увидеть и полнее ощутить красоты многомиллионной твердыни, в залах установлена искусственная подсветка и звучит музыка.
Зрелище, безусловно, впечатляющее. Однако, на мой взгляд, взгляд спелеолога-любителя, подобное украшательство и зарабатывание на чуде природы — вещь сама по себе преступная. Дело в том, что любое колебание, любые звуки и повышение температуры несут пещере смерть. И стоило ли Новоафонской рождаться два миллиона лет назад, чтобы в нынешнее время загнуться в течение нескольких десятилетий. Уже сейчас стены гротов, уникальную карстовую натечку, которая, в том числе, и принесла пещере славу удивительного места, разъедает мох.
В целом же ощущение от подземной полости несколько двоякое. С одной стороны, это на самом деле удивительно красивое и мощное место. Огромные залы уходят в высоту на десятки метров, стены их теряются во тьме, даже подсветка не в состоянии справиться с размахом. Сталактиты и сталагмиты поражают совершенно фантастическими формами. Вон присел на пеньке оскаливший пасть здоровенный лев, вот обезьяна растянула в ухмылке рот, а там низвергается многометровый застывший в камне водопад…
И все же, все же, первое, что приходит на ум: именно после посещения этой пещеры Иероним Босх начал писать свои страшные полотна. Сцены адских созданий и мучений грешников, ожившие в кошмарном сне горгульи, оплывшие черепа, жуткие привидения и хохочущие чудовища — подобных ликов в Новоафонской предостаточно. И, честно говоря, впечатление от пещеры несколько тяжелое.
Не знаю, быть может, такие апокалиптичные скульптуры не зря появились под землей. Быть может, Новоафонская предчувствовала свою гибель и таким образом попыталась донести до людей, какие муки она сейчас испытывает…
Продолжение следует.