Предложение показалось очень заманчивым, ведь зимой в Домбае никто из нас не был, а катание на лыжах с горы — это вообще нечто запредельное. Отпугивал и настораживал не страх перед горнолыжным спортом (потому что мы о нем ничего не знали), вернее, не только это. Материальные расходы — вот немаловажный момент, в чем у нас была возможность не раз убедиться после. Но жажда новых впечатлений пересилила меркантильные соображения, и мы стали собираться в путь.
Итак, что же брать с собой в горы? Сухой паек да теплые вещи, наверное, там холодно. Обязательно солнцезащитные очки! Побросали в сумку все шерстяное да х/б: свитера, носки, шарфы, варежки. Специального горнолыжного снаряжения у нас, конечно, нет. Да и откуда б ему взяться?! По пути заехали в супермаркет, затарились продуктами. И… — вперед! Нас ждет увлекательное путешествие! Все получилось так спонтанно, что едва успели предупредить близких о своем отъезде.
Когда впереди тебя ждет что-то неизведанное, но по определению приятное, то дорога переносится легко и не утомительно. Иномарка летит бесшумно и мягко, играет любимое радио. Классно! Вертели головами по сторонам, пока было светло. Когда стемнело, просто тупо смотрели вперед, угадывая — ага! — это уже Карачаевск, а это — начинается Теберда. Дорога запетляла между горами, припорошенными снегом, появились сосны, деревья в снегу (у нас, когда уезжали, снега не было). Скоро, скоро Домбай! Знакомые говорят, что он сильно изменился, особенно за последние два года.
Действительно это так, до неузнаваемости, особенно, если сравнивать с детскими впечатлениями, когда приезжали сюда со школьной экскурсией. Но все равно, по размерам Домбай не изменился, и это естественно, ведь все ограничено горами. Ночью сразу бросились в глаза огни неоновых реклам на строениях, плохо различимых в темноте, но определяемых как гостиницы или, может быть, коттеджи, новые магазины, которых тут, действительно оказалось, мягко говоря, в достаточном количестве.
А еще поразило обилие автомобилей, припаркованных повсюду, где можно и где нельзя. Они были все припорошены снежком, а некоторые так и просто спали в сугробах. И не просто автомобилей… Сложилось впечатление, что дорога в Домбай настолько трудна и терниста (почти как в песне — «трудна дорога и повсюду обман»), что добраться сюда можно исключительно на джипах ведущих мировых производителей.
Жилье, а именно двухкомнатная квартира в пятиэтажке, было заказано предварительно, и долго не плутая, мы его нашли. Приветливая хозяйка встретила нас у порога, все показала, все рассказала, пожелала спокойной ночи и приятного отдыха и, объяснив, где ее можно найти в случае необходимости, удалилась.
Лучше и желать нечего — конечно, квартира удобнее гостиницы! Чистота идеальная, тепло, две комнаты, в каждой по телевизору, мебель, отлично подобранная библиотека (на случай снежного завала, что ли?), просторная кухня со всей необходимой техникой, ванная, всегда горячая вода. А главное — за пластиковыми окнами свежайший домбайский горный воздух! Ну что еще нужно человеку для счастья? Вот и мы так решили, что, пожалуй, больше ничего и не надо.
Правда, немного озадачили записочки, которые наша хозяйка оставила в самых неожиданных местах. На листочках бумаги была различная полезная информация, написанная от руки: «На кухне не курить», «Это окно не открывать», «На умывальник не облокачиваться», «Здесь всего три программы» (это возле телевизора), а на газовой плите — «Нажать и повернуть влево». Но, поразмыслив, хозяйку можно понять. Если бы вы сами сдавали свою любимую квартиру, где все сделано своими руками, каким-то неизвестным горнолыжным варварам, вы бы удержались от написания таких предупреждающе-запрещающих знаков? То-то и оно.
Приняв душ с дороги, сели ужинать. «У нас с собой было…» У нас собой были все продукты, даже с запасом. Отдых, как бы, уже начался… И разговоры за столом тоже пошли соответствующие, совершенно отстраненные от будничной, мирской жизни. Конечно же, нас больше всего интересовал и тревожил завтрашний день — как и что? Но наши знакомые, которые регулярно приезжают сюда в течение всего сезона по выходным дням, или просто в краткосрочный отпуск, объяснили нам…
Наплыв лыжников, как основной массы отдыхающих, здесь всегда наблюдается именно вот в такие праздники, которые можно приплюсовать к выходным, чтобы получился маленький отпуск. На Новый Год, как правило, здесь вообще некуда поставить машину, а все жилье бронируется за много дней вперед. А возле подъемников канатной дороги образуются длинные очереди по нескольку часов. В связи с возросшей популярностью, транспорт в Домбай не пускают, предлагая оставить его на стоянке, в паре километров от поселка. Преодолеть остаток пути вам с радостью помогут местные маршрутки. Естественно, тоже не бесплатно.
Исходя из практических соображений, было решено встать пораньше (ну, то есть совсем пораньше), с тем чтобы успеть подняться наверх еще до подъема основной массы катающихся. А обратно возвращаться тогда, когда все будут еще только подниматься наверх. Это получается где-то час дня, до этого времени мы должны уже накататься вволю, пообедать и возвращаться назад, усталыми, но довольными.
Вся эта стратегия была выработана с той целью, чтобы избежать долгого утомительного стояния в очереди возле канаток, причем как наверх, так и вниз. Забегая вперед, надо сказать, что такой режим себя оправдал. Пожертвовав часом утреннего сна, мы без всяких проблем и без толкотни поднимались и опускались на канатной дороге, не портя свои нервы и настроение, которое мы формировали там, наверху, и которое нужно было сохранить и бережно доставить вниз, и с ним прожить до следующего дня, отправляясь за новой порцией позитива.
Ночью спалось беспокойно, несмотря на открытую форточку. Все время казалось, что проспим и не услышим будильник. Однако никто никуда не опоздал и не проспал. Позавтракав и одевшись потеплее, мы закрыли свою квартиру и по хрустящему снежку отправились на подъемник.
Все шло по плану, и в восемь часов утра мы уже скользили в вагончике с такими же энтузиастами горнолыжного дела. Впрочем, в это время суток половина пассажиров были местными жителями; видимо, это были работники кафешек и инструкторы-горнолыжники. Инструкторы были мужественны и загорелы, а представители торговли и сферы обслуживания везли наверх с собой ящики и сумки с продуктами.
Наш вагончик бесшумно скользил над заснеженными деревьями, которые теперь уже были больше маленьких домиков, видневшихся далеко внизу. А вокруг были горы. Верхушки гор (или пики?) уже освещались первыми лучами пока еще невидимого нам Солнца, и хотя большая их часть была еще в тени, уже можно было рассмотреть и языки ледников, и опасно крутые скалистые склоны. Величие. Красота. Покой. Вечность…
Вот такие слова приходили на ум, пока мы поднимались все выше и выше… От этих возвышенных мыслей отвлекал только привычный треп туристов на тему, как это «они» умудрились выкрасить зеленой краской верхушки срезанных елей под канатной дорогой?
Рядом, чуть левее, быстро сновали туда-сюда симпатичные вагончики современной канатной дороги «югославки», запущенной в эксплуатацию сравнительно недавно. Новая дорога выгодно отличается от прежней своей комфортабельностью и скоростью.
Достигнув второго уровня, мы вместе со всеми шустро перешли на следующий подъемник, чтобы продолжить движение наверх. Здесь, проявив известную сноровку, нужно было изловчиться и плюхнуться на деревянное сиденье, подвешенное к канату. Почему-то всякий раз при этой процедуре мне вспоминалась цепочная карусель из детства.
Кресла сдвоенные, по два человека, но при необходимости можно перевезти хоть ящик с пивом, хоть мешок с продуктами. Соскакивать с кресла нужно тоже наловчиться, но уже на следующий день пребывания в Домбае эти движения запоминаются и воспроизводятся машинально. К тому же работники канатки всегда готовы вас подстраховать.
Итак, вот мы и на месте! А где тут у вас катаются на лыжах?
Однако все по порядку… Продолжение следует…