Позже, попытавшись проанализировать, как же такое со мной могло произойти, я нашла для себя объяснение в том, что когда в школе рассказывали про республики РФ, Хакасия была в составе Красноярского края и лишь в 1991 г. благополучно отделилась в отдельный субъект (а сейчас, кстати, в связи с идеей укрупнения регионов начались разговоры об обратном ее вхождении в Красноярский край).
Но, как бы там ни было, сегодня Хакасия — это отдельная республика, с севера граничащая с Красноярским краем. И она прекрасна. Впервые попав сюда, увидев эти степи, я по-настоящему ошалела от необъятных просторов, от открывающихся перспектив — нет ни городских высоток, ни лесов средней полосы. Моментально образ меня как красотки-южанки был забыт, и вот уже новый образ: я — луноликая, потомок бесстрашных гуннов, 200 лет до нашей эры захвативших эти земли. У меня прекрасные, длинные волосы, непременно до копчика, и я скачу по этим степям на великолепном сильном скакуне, непременно против ветра, чтобы мои волосы до копчика художественно развевались. Да, такая она, Хакасия. Такие образы навевает.
Прожив здесь почти четыре года, я с уверенностью могу сказать, что Хакасия — место, способное удовлетворить практически все ваши запросы относительно отдыха. Нет здесь, конечно, дорогих отелей, фешенебельных ресторанов, но есть кое-что другое.
Летом прикатила погостить моя тетя. Она историк и попутно немного увлекается археологией. Прикатила, заразила нас своим энтузиазмом и потащила смотреть археологические чудеса Хакасии. Это удивительно, но еще в IV в. до н.э. древние люди могли находить в степях места тектонических разломов в земной коре, через которые — это доказано современной наукой — проходят потоки энергии, влияющие на человека. В этих местах водружали огромные камни — менгиры, лечились здесь и проводили ритуальные обряды. Большая часть менгиров ныне находится рядом с Абаканским краеведческим музеем, и иностранцы поэтому очень частые гости в Абакане. А по всей степи разбросаны курганы — места захоронений. Их так много, что в какую сторону вы бы не поехали, обязательно увидите несколько таких. Самый большой — Салбыкский курган — ныне выглядит как квадрат, сложенный из огромных камней, ориентированный строго по сторонам света. Когда-то высота его достигала 30-ти метров. Вы не представляете, как странно и величественно смотрится такое сооружение посреди степей. Особенно если знаешь, что камни для строительства этого кургана были притащены сюда с берегов Енисея. А это километров сто.
Еще обязательно нужно посетить большую каменную старуху — «Улус-Хуртуях-Тас» и писаницы. «Улус-Хуртуях-Тас» — это трехметровая стела-менгир, также вкопанная в месте тектонического разлома. Древние верили, что старуха помогает лечить бесплодие. Но и ныне девушки — я точно знаю — иногда посещают ее с просьбами излечить и верят, что она поможет. ЮНЕСКО оценило этот менгир в какую-то сумасшедшую стоимость, причислило его к мировому культурному наследию и возвело над старухой стеклянную юрту, внутри которой постоянно поддерживается необходимая температура. Представляете? И это все здесь, в Хакасии. А писаницы — это наскальные рисунки, датированные 2 тысячелетием до н.э. Всегда, когда сталкиваешься с такой древностью, невольно возникают мысли а-ля «как же ничтожна человеческая жизнь перед лицом истории» и все такое. Я прям разволновалась, когда прикоснулась к стене и представила, что 4 тыс. лет назад кто-то, чьим потомком я, возможно, являюсь (а иначе откуда эти образы меня, луноликой), выдалбливал эти картины. А теперь я стою и трогаю их…
Но помимо археолога, с интересом проведет отпуск в Хакасии и спелеолог. На территории Хакасии располагается около 170 пещер, длина шести из них — более километра. Про Кашкулакскую пещеру — культовую пещеру предков современных хакасов — ходит немало мифов. Якобы, спелеологи там встречаются с черными шаманами, и идти туда можно, только будучи абсолютно бесстрашным человеком, так как именно там ты поймешь, кто ты есть на самом деле.
На территории Хакасии огромное количество озер — и горных, и степных соленых, и пресных. Мне довелось посетить степное озеро Тус — из-за сверхсолености в нем действительно можно сидеть «подвиснув», чистейшее озеро Беле — в составе его воды преобладает глауберова соль, поэтому шутники величают его «большим слабительным», и на озере Шира — курорте федерального значения. Это официальные сведения. А не официальные — на берегу Шира проводится крупнейший Open Air фестиваль за Уралом и, доложу я вам, лучше не планировать культурный семейный отдых на курорте во время проведения фестиваля. Отличнейшее мероприятие.
Есть здесь и горы — Саяны. Думается, на рафтинг я не решусь никогда, хотя приятель очень эмоционально рассказывает про Джаргинские ямы на реке Она, а вот пеший горный поход — это наверное осилю. Ведь и озера нужно осмотреть, и хребет Ергаки опять же. Говорят, многие его скалы выглядят как растопыренные пальцы. В Саянах есть и прекрасная возможность покататься на лыжах, на горнолыжном курорте Гладенькая. Трасса состоит из двух участков: верхний покруче — для профи, нижний — для таких, как я. Склон длиною километра в три я преодолевала часа два. А увлекающиеся говорят, что трасса «офигительная».
А вообще, эта статья — призыв научиться восхищаться теми местами, где нам посчастливилось жить. И еще: если оглянуться, можно найти много занимательного прямо под носом и с интересом провести выходные. Это камень мужу в огород. Да-да, дорогой, тебе — 30 лет здесь живешь и ничегошеньки не видел.