Туризм же даёт любому человеку новое представление о его возможностях, не говоря уж о детях и их детской восприимчивости мира. Приобретая туристский опыт, маленький человек убеждается в том, что он может многое делать самостоятельно без помощи взрослых, что может эффективно существовать в условиях отрыва от цивилизации. Занятия туризмом дают ребёнку полное представления о регионе, в котором он живёт, и что самое важное закаляют организм, вселяют уверенность в своих силах, способствуют раскрепощению и развитию общительности.
Очень важно создавать совмещенные детские кружки, где будут заниматься как дети с ограниченными возможностями, так и абсолютно здоровые ребята и девушки. Общение со здоровыми сверстниками позволяет ребёнку-инвалиду понять, что он — такой же, как все, полноценный человек. Здоровым подросткам это даёт возможность почувствовать свою силу и нужность, по-другому взглянуть на некоторые человеческие ценности.
Участие в походах, экспедициях, слётах, соревнованиях, а также сопутствующих им мероприятиях — даёт возможность выявить и развить способности, творческий и спортивный потенциал детей с ограниченными возможностями, повысить их уровень самооценки. Другими словами, туризм является одним из эффективных методов социальной, психологической и физической реабилитации инвалидов, способствующим изменению общественного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
В одном из небольших городов в 2000 г был создан подобный туристический кружок. Вот что рассказывает одна из постоянных воспитанниц этого кружка (девушка с рождения передвигается на инвалидной коляске):
«Однажды вечером моя давняя знакомая пришла ко мне с предложением записаться в её туристический клуб. Я знала о существования клуба, но никогда не думала, что это может как-то относиться ко мне. Естественно, в моей голове возникло тысяча вопросов, но наш будущий руководитель сказала, что скоро всё станет понятно.
Руководительница попросила меня помочь организовать группу детей с ограниченными возможностями. Надо сказать, что некоторые ребятки настолько испугались этой возможности, что мне пришлось их убеждать. Когда группа была набрана, сразу возник ряд организационных проблем: нам нужна была специальная машина для детей-колясочников и нам нужны были здоровые сопровождающие для некоторых ребят, не имеющих возможность самостоятельно передвигаться. Раньше, если какие-либо организации приглашала куда-нибудь таких деток, то максимум, что они могли предоставить — это машину, а вопрос сопровождения никого не интересовал. По этой причине многие дети не могли принять эти приглашения, так как их родители работают, братья и сёстры учатся, а у друзей свои проблемы или друзей нет вообще. Мы же эту проблему быстро решили. С нами стали ездить молодые руководители, которые так же работали в клубе и очень ответственно помогали нам. А машину нам предоставила социальная служба города один раз в неделю.
Так начались наши первые занятия. Сначала мы просто ездили пообщаться, послушать интересные истории о походах других детей… но пока ещё никто не представлял себе, как можно приобщить нас к самому туризму.
Наступила зима, а наша жизнь в туристическом кружке продолжала кипеть. Всё чаще нас стали навещать журналисты и снимать репортажи о нашем клубе и необычной группе детей с ограниченными возможностями. Одни из наиболее часто задаваемых вопросов стали: «А что это даёт вам?» и «Нужны ли подобные организации по туризму для людей-инвалидов?». И мы действительно стали задумываться, почему мы продолжаем ездить, несмотря на жестокое непонимание со стороны других организаций (а оно было), вышестоящих людей и даже некоторых родителей? А ответ очень прост: мы вырвались из четырёх стен квартиры и непросто во двор подышать, а получили возможность ездить по интересным местам, получать массу новых впечатлений, эмоций. Некоторым детям занятия в клубе помогли выйти из состояния замкнутости, одиночества. Каждый раз приезжая в клуб мы общаемся, знакомимся с новыми интересными людьми. Кроме того, в отличие от других организаций, которые занимаются либо ещё с маленькими детьми с ограниченными возможностями, либо работают уже с совершеннолетними, мы пытались заинтересовать детей-подростков 13−17 лет, тот возраст, когда так не хватает здорового общения, друзей, возможности выходить на улицу…
На смену холодной зимы приходит тёплая весна, тает снег. Мы стали ездить в разные парки нашего города. Постепенно начали осваивать ориентирование на местности. А летом руководительница вдруг предложила нам поехать на 18 дней в палаточный лагерь. Для нас это было полной неожиданностью, но мы с удовольствием пошли на это. Перед поездкой обсуждались возможности каждого члена нашей группы. Сразу стало понятно, что многие не могут жить в палатках по причине своего заболевания или из-за психологической неготовности к полевым условиям, поэтому руководительница максимально старалась приблизить условия проживания к привычной среде. Обязательные требования этой поездки были: крыша над головой, туалет, кровати и, желательно, кухня. Поход прошёл на «ура», и мы стали ставить планку наших возможностей гораздо выше
Год спустя началась работа по приобретению велосипедов и тандемов для приобщения детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы к велотуризму. Велосипеды изготавливались на заказ с учётом физических особенностей каждого ребёнка. Вскоре мы их опробовали в очередном палаточном лагере, где тренировались перед большой поездкой в г. Геленджик.
Путешествие в г. Геленджик ещё больше подготовило нас к более экстремальным условиям, приблизило к настоящим туристским походам. Конечно, помимо этого все участники путешествия получили колоссальные впечатления — многие дети были впервые на юге, купались на море, загорали под южным солнцем. Многим это пошло на пользу, укрепило их здоровье.
После путешествия по Краснодарскому краю, на следующий год мы отправились в поход по Южному берегу Крыма. Программа похода была очень не простая, но весь наш отряд с лёгкостью и юмором преодолевали все возникающие трудности.
Таким образом за 7 лет работы нашего туристического кружка, мы объездили всю нашу область с концертной программой, которую составляли дети с ограниченными возможностями, побывали в Москве, Санкт-Петербурге, ЮБК, Геленджике, Ульяновске
Мы научились жить! И не просто жить, а полноценно, ярко и интересно!"