Опасна ли детская квадробика?

Реклама
Грандмастер

Часть 2. Особенности комиссионного обследования

В обществе растет лобби противников квадроберов, их активность также повышается. Поэтому важно уточнить разницу в естественном и некритичном подражании животным со стороны детей и подростков и возможных способах диагностики отклонений.

Если квадробер в возрасте 5−7 лет условно пассивен и играет для себя или в компании, но без агрессивных форм проявления игры — проблемы нет. Чтобы понять переросла ли игра в проблему для ребенка, необходимо специальное психолого-педагогическое обследование, которое занимает по регламенту от 0,5 до 1 часа. По заявлению родителя направление на консультацию профильного специалиста может выдать лечащий врач (педиатр).

Чтобы оформить для психолого-педагогической комиссии «карту» с результатами и мнениями-«визами», потребуется пройти (получить консультацию) 4−5 врачей-специалистов. В этом случае обследование бесплатно (за счет фонда ОМС).

Рекомендательным правом для направления

Реклама
на обследование ребенка также обладают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), действующие в каждом муниципальном районе в составе представителей нескольких учреждений — от инспектора полиции до представителей отдела (комитета) по образованию. Правом направления на принудительное обследование обладает только суд.

Смотреть всё
Реклама

При обследовании в формате территориальной психолого-медико-педагогической комиссии действуют минимум два специалиста, авторитетных в смежных областях: к примеру, психоневролог и логопед, психиатр и психолог. В составе ПМПК (ТПМПК — Т — территориальная) или психолого-педагогического консилиума (ППК) могут работать и другие аттестованные специалисты, назначаемые для обследования конкретного ребенка в соответствии с профилем или нозологией (диагнозом).

Действия комиссий строго регламентированы, а основная цель комплексного обследования детей в таком формате — оценить всестороннее развитие ребенка в сравнении с условными возрастными нормами и в результирующей части выработать рекомендации по коррекции воспитания и (или) обучения, дополнительных обследований — при необходимости или направлений в профильные лечебные учреждения.

Реклама

Условность «нормы» развития по возрасту в данном случае не избыточный термин. Если ребенок «не говорит» или произносит мало слов в возрасте двух и даже трех лет, это не считается неисправимым отклонением. Дипломированные в медицинском профиле специалисты для того и нужны, чтобы верно диагностировать причины нарушений в развитии, в том числе в психическом — при их наличии.

В профессиональных кругах не делают выводов о том, что ребенок «ненормален» (такого понятия в профессиональном сленге нет вовсе), если он играет в младшем возрасте с игрушками в форме животных разного размера и сам представляет себя одним из героев игры. И более того, может вовлекать в игру родителей. В этом смысле, при добровольном участии или инициативе в игре, никаких ограничений быть не может.

Реклама

Смотреть всё

Выводы комиссии оформляются документально, они служат официальным заключением для приема ребенка в особые (коррекционные) группы детского сада или школьные классы, а также являются основанием для назначения мер социальной поддержки (родителям) в виде, к примеру, индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ). Как правило, она выдается на 1 год, но могут быть иные сроки.

Реклама

Обследование проводится в присутствии родителя (-ей) в заявительском порядке. Достигший возраста 15 лет подросток с ненарушенным (парциальным) интеллектом самостоятельно заполняет заявление обследуемого. К примеру, так уже давно действуют психолого-медико-педагогические комиссии, работающие по всей стране, в каждом муниципальном районе или в межрайонном формате.

ИППСУ не является аналогом индивидуальной программы реабилитации (ИПР), плана реабилитации для человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), признанного таковым комиссией или медико-социальной экспертизой.

Конечно, от проблемы нельзя отмахиваться, если она приобрела уже достаточный вес в социуме. Однако надо учитывать и детали по ситуации.

Реклама

Ребенок может выражать протест в разной форме. И поскольку зависим и не имеет значительных сил, то выбирает формы более для него безопасные и доступные. Протест может быть в том числе с обидой против конкретных родительских действий. В зависимости от характерных особенностей и обстоятельств протест может усиливаться в ответ на попытки родительского давления.

Реклама

Очень много индивидуальных реакций и факторов. При этом говорить о «ненормальности» ребенка глупо. Скорее, надо свидетельствовать об отсутствии правильного подхода к нему, корректного разъясняющего разговора на понятном ребенку языке или родительском нежелании к такому подходу.

Проявление любой детской активности в агрессивной форме связано с неудовлетворенным желанием. Ребенку недостает самореализации, и он, имея желание и «давление», ищет новые формы, как вода в бочке щель. Не столько важно, как это будет называться — квадробика или как-то иначе, потому что завтра вместо квадробики появятся другие модные течения. Важно не столько бороться с явлением, и тем более с его адептами — детьми, сколько устранять причинно-следственную связь, уметь своевременно найти ответ на вопрос «почему». Это дело прежде всего родителей, а не комиссий.

Реклама

Реакции детей на разные раздражители (при равных условиях) могут быть вариативны: один ударит, другой заплачет, третий укусит; сделают то, что подсознательно представляется доступным, безопасным с точки зрения инстинкта самосохранения или привычным. Почувствовав опасность — могут укусить другого за нос. Но и это не повод «определять» или «записывать» ребенка в неадекватные, опасные или нежелательные.

К сожалению, родительские коллективы дошкольных и школьных учебных заведений представляют собой кальку в малом масштабе относительно всего общества. То есть имеют те же тенденции общения и привычные реакции по навешиванию ярлыков, созданию «местечковых групп», которые «дружат против…» и проявляются в других формах.

Реклама

Детей, «подозреваемых» в квадробике или «социальной опасности», в этом смысле надо защищать всемерно, не давая их в обиду и используя не досужие ангажированные суждения чьих-то родителей или учителей, а результаты обследований дипломированных врачей. В легких случаях явлений с большой долей вероятности можно утверждать, что никакого «диагноза» поставлено не будет, следовательно, нет повода говорить об отклонениях или девиации поведения.

Разумеется, в каждой конкретной ситуации причин интереса ребенка и подростка к квадробике может быть много. Но он естественным образом проходит с взрослением и забывается, как будто его не было.

Реклама