В школе искусству взаимодействия с этим ресурсом не учат. Родители, в лучшем случае, ограничиваются напоминанием о домашних заданиях и составлением распорядка дня, который редко выполняется.
Как же помочь ребенку, какие приемы бизнеса хорошо помогают не только справляться с домашним заданием быстро, но и освобождают время для отдыха, готовят школьника к вызовам взрослой жизни? В бизнесе управление временем носит название тайм-менеджмента.
Русский физиолог Николай Введенский говорил:
«Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем, не организованно работаем, бестолково работаем».
Как же научиться планировать рабочее время, чтобы использовать его максимально эффективно? Не секрет, что для выполнения одного и того же задания одному школьнику требуется час, другой же тратит на него 4−6 часов. Причина, которая лежит на поверхности — у второго ребенка слабая концентрация на задаче, он часто отвлекается на игры или другие занятия.
Для начала приучите ребенка к планированию дел. Очень важно вести списки задач, в которых не просто перечисляются предстоящие дела, но и дается оценка по степени значимости и трудности.
Оценочность учит определять приоритеты. Здесь важно отмечать и объем предстоящей работы. Допустим, реферат должен быть готов к концу недели, но для его написания потребуется время на обработку большого количества информации, на практическую работу, поэтому трудоемкость становится определяющим фактором.
Самые сложные задачи должны выполняться первыми. Если не удается справиться, то разбейте задание на несколько частей. Малые задачи пугают гораздо меньше. К тому же, метод разбивки помогает лучше понять проблему и направить силы на ее решение локально.
Планируя, важно учитывать прогноз времени. Например, для написания сочинения потребуется 1,5 часа. Сравнивайте предполагаемое время с фактически потраченным.
Но главную проблему — слабую концентрацию, отвлекаемость — эти методы решают плохо. И здесь вам на помощь придет «Метод помидора». Эту технику предложил в 80-х годах прошлого столетия Франческо Чирилло. Метод чрезвычайно прост. Для его выполнения потребуется таймер или механический будильник. В честь кухонного таймера в форме помидора он и был назван.
Ставите таймер на 25 минут и в течение этого времени выполняете задание, не отвлекаясь на посторонние дела. Разумеется, гаджеты, телевизор должны быть выключены. Потом следует 5-минутный перерыв, и приступаете ко второму 25-минутному этапу. Опять пятиминутный перерыв — и третий, завершающий, период работы. Обычно этого времени хватает на выполнение всего домашнего задания.
Такие временные отрезки рассчитаны на подростков и взрослых людей, для младших школьников период работы не должен превышать 15 минут. В перерыв лучше изменить вид деятельности — провести небольшую зарядку, поиграть в подвижную игру.
Не стоит обольщаться, методы тайм-менеджмента не решают проблемы сразу, они рассчитаны на формирование навыков управления временем, а это длительный процесс. Самой трудной будет первая неделя, дальше будет легче. Самоорганизация эффективна только тогда, когда поставлены правильные цели.
Обучая школьника управлению временем, вы не просто закладываете базу самодисциплины, но и освобождаете время для полноценного отдыха. В процессе составления списков ребенок учится определять приоритеты, оценивает предстоящую работу. Разбивая большую задачу на малую, он борется с собственными страхами, нерешительностью. Этот метод высвечивает пробелы обучения, позволяя их преодолеть. Но главное — подход формирует навыки, которые необходимы в будущем.