Как учить ребенка соотношениям?

Реклама
Грандмастер

Некоторые родители уверены, что математическая подготовка ребенка к школе заключается в обучении счету и решению простейших задач. Но все эти умения и навыки формируются на основе математических понятий — арифметических инструментов, делающих математику увлекательной наукой.

Соотношение — одно из главных математических понятий, основа анализа от простого числового сравнения до тождества сложных выражений.

Первый пример, с которым сталкивается малыш в самом раннем возрасте — количественное сравнение предметов (больше, меньше, столько же).

Как знакомить ребенка с этими понятиями? Гораздо проще объяснить равное количество, поэтому именно с него и стоит начать. Старайтесь в быту как можно чаще прибегать к сравнениям:

— Ботиночек столько же, сколько… (ножек).
— Тарелок столько же, сколько… (гостей).
— Вилок больше, чем… (салатниц, вазочек).

Реклама

На прогулках ищите объекты для количественного сравнения. Иногда один вопрос может решать сразу несколько задач.

— Давай найдем дом, в котором столько же подъездов, сколько и в нашем.

Выполняя это задание, ребенок учится считать и сравнивать в параметрах чисел, то есть с отрывом от наглядного материала.

— Каких деревьев больше — лип или берез?

Надо не просто уметь считать и сравнивать, но и знать различия между деревьями. Или между деревом и кустом:

— Чего больше — деревьев или кустов?

А если еще и подключить буквы:

— Найди слово, в котором столько же букв, сколько и в этом.

Эту игру хорошо проводить, используя различный печатный материал: вывески, слова в рекламных буклетах, книжках.

Реклама

В нее можно играть весь день. Например, читаете на пакете «молоко» и ищете как можно больше слов с 6 буквами, даже не подозревая, какое количество дидактических задач решаете одновременно.

Реклама

Вопрос повышенной сложности:

— Найди слова, в которых согласных букв столько же, сколько гласных.

А если попробовать подключить звуки?

— Хлопни в ладошки (нарисуй кружков и т. д.) столько, сколько услышишь звук «Д»: дом, двери, люди, кубики и т. д.

Надо помнить, что звук должен быть хорошо слышен. Во время этой игры мы не просто считаем и соотносим количество, но и развиваем фонематический слух!

Игры с игрушками:

— Положи столько же (больше, меньше) синих кубиков, сколько и зеленых.
— Нарисуй столько шариков, сколько машинок.

Реклама

Ролевые игры. Понятия «столько же, больше, меньше» легко отработать на игре «Кукла ждет гостей». Определяем количество гостей, которые придут к кукле. Сервируем стол, проговаривая сравнения: «Потребуется 4 тарелки, так как за столом соберутся четверо. Положим 4 вилки, стакана, салфетки». Делим на доли пирог, яблоко и т. д. Это хорошая основа для подготовки к знакомству с дробями.

Решаем первые задачи. Сначала обязательно с опорой на наглядность, используя предметы, игрушки, рисунки.

— У Пети 3 яблока. У Васи столько же. Сколько яблок у Васи?

— У Ани 3 конфеты. У Кати 5. У кого конфет больше, меньше? Как сделать, чтобы конфет у девочек стало поровну?

Интересная задача, так предполагает несколько вариантов: дать 2 конфеты Ане, отнять у Кати 2, взять у Кати 1 и отдать ее Ане. А можно добавить конфет, например, Кате 1 и Ане 3.

Реклама

Усложняем задачи:

— Папа съел за обедом 4 пирожка, а Коля 1. Кто съел больше пирожков? На сколько?

Задача на прямое арифметическое действие, которое связано с соотношением.

Не забываем одновременно знакомить ребенка с порядковым счетом и формировать представление о составе чисел.

Простейшие арифметические понятия должны сформироваться у детей еще до школы и занятий математикой там. Мало просто научить считать, нужно дать представление о числе и действиях с ним. Очень важно организовать этот процесс в форме игры, чтобы с раннего возраста ребенок понимал, что математика — увлекательная наука.

Реклама