Соотношение — одно из главных математических понятий, основа анализа от простого числового сравнения до тождества сложных выражений.
Первый пример, с которым сталкивается малыш в самом раннем возрасте — количественное сравнение предметов (больше, меньше, столько же).
Как знакомить ребенка с этими понятиями? Гораздо проще объяснить равное количество, поэтому именно с него и стоит начать. Старайтесь в быту как можно чаще прибегать к сравнениям:
— Ботиночек столько же, сколько… (ножек).
— Тарелок столько же, сколько… (гостей).
— Вилок больше, чем… (салатниц, вазочек).
На прогулках ищите объекты для количественного сравнения. Иногда один вопрос может решать сразу несколько задач.
— Давай найдем дом, в котором столько же подъездов, сколько и в нашем.
Выполняя это задание, ребенок учится считать и сравнивать в параметрах чисел, то есть с отрывом от наглядного материала.
— Каких деревьев больше — лип или берез?
Надо не просто уметь считать и сравнивать, но и знать различия между деревьями. Или между деревом и кустом:
— Чего больше — деревьев или кустов?
А если еще и подключить буквы:
— Найди слово, в котором столько же букв, сколько и в этом.
Эту игру хорошо проводить, используя различный печатный материал: вывески, слова в рекламных буклетах, книжках.
В нее можно играть весь день. Например, читаете на пакете «молоко» и ищете как можно больше слов с 6 буквами, даже не подозревая, какое количество дидактических задач решаете одновременно.
Вопрос повышенной сложности:
— Найди слова, в которых согласных букв столько же, сколько гласных.
А если попробовать подключить звуки?
— Хлопни в ладошки (нарисуй кружков
Надо помнить, что звук должен быть хорошо слышен. Во время этой игры мы не просто считаем и соотносим количество, но и развиваем фонематический слух!
Игры с игрушками:
— Положи столько же (больше, меньше) синих кубиков, сколько и зеленых.
— Нарисуй столько шариков, сколько машинок.
Ролевые игры. Понятия «столько же, больше, меньше» легко отработать на игре «Кукла ждет гостей». Определяем количество гостей, которые придут к кукле. Сервируем стол, проговаривая сравнения: «Потребуется 4 тарелки, так как за столом соберутся четверо. Положим 4 вилки, стакана, салфетки». Делим на доли пирог, яблоко
Решаем первые задачи. Сначала обязательно с опорой на наглядность, используя предметы, игрушки, рисунки.
— У Пети 3 яблока. У Васи столько же. Сколько яблок у Васи?
— У Ани 3 конфеты. У Кати 5. У кого конфет больше, меньше? Как сделать, чтобы конфет у девочек стало поровну?
Интересная задача, так предполагает несколько вариантов: дать 2 конфеты Ане, отнять у Кати 2, взять у Кати 1 и отдать ее Ане. А можно добавить конфет, например, Кате 1 и Ане 3.
Усложняем задачи:
— Папа съел за обедом 4 пирожка, а Коля 1. Кто съел больше пирожков? На сколько?
Задача на прямое арифметическое действие, которое связано с соотношением.
Не забываем одновременно знакомить ребенка с порядковым счетом и формировать представление о составе чисел.
Простейшие арифметические понятия должны сформироваться у детей еще до школы и занятий математикой там. Мало просто научить считать, нужно дать представление о числе и действиях с ним. Очень важно организовать этот процесс в форме игры, чтобы с раннего возраста ребенок понимал, что математика — увлекательная наука.