И теперь, по примеру киношных аристократов, вы имеете прекрасную возможность демонстрировать гостям дома графическое воплощение вашего родословия. Сопровождая демонстрацию некими историческими анекдотами из жизни той или иной персоны. Гость, из любопытства или из любезности разглядывая портреты, сообщает вам: мол, вот этот господин, года рождения этак 1870-го, очень похож носом и глазами на вашего сына!..
Или ваш внук, ползая пальчиком от медальона к медальону, вдруг замечает — его собственное имя, оказывается, такое же, как у большинства мужчин рода — значит, не только в честь дедушки имя его — но и в честь прапрадедушки, двоюродного брата дедушки, дяди… Приятные минуты!
Но купаться в лучах славы вам может скоро надоесть. Испытав удовольствие от занятий исследовательской работой, упоение даже, вы осознаете: не может быть конечной целью вот эта самая картинка (или схема рода, выполненная какой-нибудь компьютерной программой). А сердце точит легкая досада: столько сведений по ходу исследования добыто, столько фотографий скопилось — по альбомам, что ли, их расклеить? По тетрадкам расписать воспоминания родственников?
А меж тем вы можете на полученных данных провести другое исследование. Попробуйте составить генограмму.
Генограмма — это графическая запись информации о семье (классически и клинически — в трех поколениях), ее составление и исследование является методом семейной психотерапии. Вы же, не ставя перед собой задачи, какую ставят психотерапевты, можете действовать непрофессионально, кустарно, профанно, используя данные не по трем поколениям, а по всем доступным, — но от того ваша работа не потеряет ни привлекательности для вас, ни ценности для потомков.
Генограмма — своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины — кругами. У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод. Характер отношений между теми или иными членами рода — близкие, конфликтные, противоречивые — также можно обозначить линиями разных начертаний (двойные, ломаные и пр.). Как, впрочем, и причину конфликта — например, если супруги конфликтуют из-за конкретного своего ребенка.
Здесь желающие могут найти сведения о том, какими условными обозначениями пользуются при составлении генограммы. Такую схему по собственному усмотрению вы можете пополнять самыми разными данными. Как и вводить собственные условные значения — вам ведь не дипломную работу писать!
Вы можете задаться целью исследовать, например, семейные болезни, выявить, хотя бы приблизительно, некую склонность членов рода к соматическим патологиям. Тогда на схеме надо будет приводить описания внешности, отмечать аллергии, серьезные болезни, хронические недуги, врожденные проблемы, особенности беременностей, причины смертей. Такая информация, кстати, в иных ситуациях бывает жизненно необходима.
Отмечая, например, наличие в роду патологий желудочно-кишечного тракта и соотнося с семейными традициями питания, можно помочь и себе, и семейству в целом. Допустим, выясняете вы, что женщины рода традиционно страдают холециститами, мужчины мрут от панкреатитов и рака поджелудочной железы. И в то же время на собственном опыте знаете, как ваши родные и близкие любят широкие застолья с обильной жирной и острой пищей.
Очевидно, что семейное проклятье — холециститы-панкреатиты — можно слегка отодвинуть от родичей, скорректировав систему питания не для конкретного дяди, только что перенесшего операцию, а для семейства в целом. Такой подход полезен более всего для грядущих поколений — надо научить внуков питаться правильно.
Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности — допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин — «патриархов».
Хороший материал для изучения и введения в генограмму — семейные традиции. Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, как мужа-жену уважать, деда-бабку почитать… Список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной… Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру…
Польза сбора таких сведений очевидна. Сведение воедино разрозненных данных — первый шаг анализа. А анализ сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.
Рекомендации для желающих заняться такими изысканиями можно найти в Интернете в изобилии. Например, здесь — почти два десятка вопросов, на какие следует обратить внимание при составлении генограммы.
* * *
В эту книгу хорошо включить дневники, если таковые по ходу дела были обнаружены. Прекрасно в издании будет смотреться семейная кулинарная книга. Как показывает опыт читателей «Школы Жизни», на ура пойти может и публикация литературных произведений членов семейства.
Частично в издании могут присутствовать и сведения, полученные при составлении генограммы. Хотя бы — в форме предостережений по части «кухонной» и напутствий будущим членам семьи.
Такая книга может стать достойным завершением исследовательской работы и великолепным подарком и родичам, и друзьям семьи. И — предметом вожделения для ученых, занимающихся изучением истории повседневности.