Перейти к предыдущей части статьи
Дочь Леонида Парфенова и Елены Чекаловой Мария Парфенова, сама пройдя в детстве через все испытания, которые выпадают на долю детей-дислексиков (частная школа, насмешки учителей и далеко не полное понимание собственных родителей), стала одним из соучредителей Ассоциации родителей и детей с дислексией, которая занимается максимальной популяризацией знаний о дислексии, помощью семьям, столкнувшимся с этой проблемой, и содействием изменению ситуации на государственном уровне. Возглавляет же эту ассоциацию Мария Пиотровская, которая бросила успешную карьеру финансиста и стала заниматься проблемами таких особенных детей после того, как узнала о том, что это заболевание есть у ее собственной дочери.
В недавнем выступлении известного логопеда, кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии МПСУ и директора детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз» Ольги Азовой на «Педмарафоне — 2019» была затронута зрительная теория происхождения дислексии.
Она основывается на том, что в норме у человека при чтении должно осуществляться и регрессивное, и прогрессивное движение глаз, но особенность дислексиков состоит в том, что движение глаз вперед у них практически отсутствует.
Есть четыре основных комплексных показателя, по которым оценивается зрительное внимание человека:
- избирательность;
- устойчивость;
- способность к переключению;
- способность к распределению.Реклама
И у дислексиков они нарушены.
Существуют ли какие-то способы профилактики дислексии? И как вообще помочь ребенку — неважно, с легкой формой дислексии или просто с проблемами с грамотностью — избежать проблем в обучении в школе?
По мнению Ольги Азовой, детей к школе нужно готовить. Но суть подготовки заключается не в том, чтобы суметь привить им основные навыки чтения, счета и письма еще до школы.
Необходимо уделить внимание активной физической подготовке (спорту, подвижным или ролевым играм, велосипедным прогулкам, футболу, катанию на качелях) и заниматься интеллектуальным развитием (учить стихи, стараться пересказывать содержание произведений, пытаться фантазировать).
Также Ольга Азова считает важным условием развитие чувства ритма, который является основой звуко-слоговой системы нашей речи.
И, наконец, совершенно необходимым условием она считает развитие в наших детях стрессоустойчивости, которая будет требоваться от них в нашем мире, и в школе в частности, на каждом шагу.
Разумеется, если ребенок имеет какую-то речевую патологию, то он как можно раньше должен попасть в поле зрения не только логопеда, но и психолога и нейропсихолога. Но дети с дислексией — это не больные (и ни в коем случае не ущербные) дети, а просто дети, имеющие некоторые особенности развития, и нужно не ругать их, а помочь научиться преодолевать возникающие перед ними трудности. Нужно уметь хвалить ребенка даже за самую маленькую часть правильно выполненного задания или даже за намерение его хорошо выполнить. И, конечно, проблемные дети требуют к себе особенного подхода, и задания для них можно сделать и облегченными, в то время как хвалить за них нужно, как за проделанную большую работу.
Что делать, если все же вы поняли, что у вас или у вашего ребенка дислексия? Нужно помнить, что дислексия — это заболевание реабилитируемое и поддающееся коррекции, если над этим работать. Хотя методы работы во взрослом и детском возрасте и будут отличаться, но в любом случае ее проявление и влияние на формирование основных навыков чтения и письма можно и нужно корректировать, просто на это понадобится больше времени.
В детском возрасте во время овладения азбукой для запоминания букв нужно больше времени уделять визуальным и тактильным ощущениям: рисовать буквы, лепить их из пластилина, складывать из кусочков мозаики или из чего придется, сочинять сказки про буквы — в общем, все усилия нужно употребить на то, чтобы у ребенка в мозгу образовались стойкие связи между буквой и тем звуком, который она обозначает. Нужно помнить, что связи фонем и графем родного языка для ребенка с дислексией представляют огромную сложность, и на овладение ими ему понадобится гораздо больше времени и усилий, чем обычным детям.
Кроме того, существует так называемый полуглобальный метод обучения чтению
В любом случае, первое, что вам нужно сделать, это запастись терпением и понять, что результат от таких занятий может прийти и не через один год, но он в принципе достижим и возможен.
Для уже взрослых людей на Западе также разработаны несколько подходов к обучению, и все они основаны на репрезентации фонем и графем. Среди этих способов выделяется метод Самюэля Ортона и его последователей (Orton-Gillingham). Также есть программы, работающие со словарным запасом (Just Words) или с беглостью чтения (RAVE-O). Хотя во взрослом возрасте очень многое могут сделать упорство и самодисциплина.
В целом нужно сказать, что дислексия требует от человека огромной внутренней работы и иногда полной перестройки своего внутреннего мира и взгляда на мир окружающий. Люди с дислексией могут многого добиться, но это будет и стоить им очень многого. В противном случае деструктивные последствия влияния этого недостатка могут быть тоже просто огромны. Если с такими людьми не занимались в детстве, во взрослом возрасте они часто страдают депрессией и разными тревожными расстройствами.
Тем не менее дислексию не нужно считать заболеванием — это именно генетически заложенная особенность организма. Но, как мы видим, людям с дислексией приходится преодолевать такие трудности, о которых обычные люди рядом с ними даже и не подозревают. С самого начала они чувствуют себя особенными и не похожими на других.
И для этих детей с особенностями весь мир становится необычайным вызовом. И они принимают его и справляются иногда даже успешнее, чем обычные люди, потому что они всегда следуют своим, ни на что не похожим, путем.