Число детей, рождающихся с отклонениями, растет в геометрической прогрессии. Например, количество детей на планете, имеющих аутизм, по официальным данным сейчас составляет 1%. Однако эта статистика сильно занижена.
Но кроме дефицита социального взаимодействия и общения существуют и другие, на первый взгляд более безобидные, отклонения от нормы, которые, тем не менее, могут осложнить взаимодействие в социуме ничуть не меньше…
К таким относится дислексия — врожденное нарушение овладения навыками чтения и письма, имеющее нейрологическое происхождение.
Строго говоря, в большинстве европейских стран под понятием «дислексия» объединяются все нарушения и отклонения от нормы в развитии и обучении детей: сюда входят проблемы с овладением чтением, письмом и арифметикой, общей грамотностью, а также нарушения моторики и внимания.
В России все эти понятия рассматриваются отдельно и имеют свои названия. Но, как правило, основными будут дислексия и дисграфия, которые идут почти всегда в паре, а проблемы со счетом и грамотностью и синдром дефицита внимания будут уже следствием этой проблемы.
Ситуация осложняется тем, что на ранних этапах сложно понять, есть ли у ребенка дислексия, или это просто обычная для его возраста неуспеваемость. Вместе с тем такие дети с самого начала сталкиваются со значительными трудностями. Одноклассники их травят, родители ругают и наказывают за лень, учителя регулярно ставят плохие отметки. При этом сам ребенок постоянно чувствует свою особенность и свое отличие от других детей, у него уходит масса времени на те задания, с которыми другие справляются легко, и это неизбежно давит на его психику.
На первый взгляд ошибки детей с дислексией не слишком сильно отличаются от ошибок, которые делают обычные дети в раннем возрасте. Тем не менее есть некоторые признаки, которые могут помочь провести раннюю диагностику и выявить эти нарушения в самом начале (а именно от этого будет зависеть их успешная коррекция).
Это:
- Побуквенное или угадывающее чтение.
- Трудности с синтезом и складыванием букв в слоги.
- Стабильные и почти не поддающиеся исправлению ошибки в написании букв (зеркальное написание, путаница в парах букв д/т, п/б и так далее).
- Трудности с пересказом текста.
- Большое количество ошибок даже при списывании.
- Непонимание только что прочитанного.
- Повышенная эмоциональность, активность и раздражительность.
- Плохая координация.
Также у таких детей вообще могут быть сложности с выполнением каких-то простых последовательных действий. Они часто путают время на часах, не могут правильно запомнить времена года.
При всем при этом интеллект в целом у таких детей абсолютно сохранен. Проблемы есть только во взаимодействии с этим миром и с социальным окружением.
Как уже говорилось, очень часто у детей с дислексией мы можем наблюдать СДВ (Г) — синдром дефицита внимания и гиперактивность. Кажется, что таких детей сложно обучать и контролировать. Но нужно помнить, что это лишь их естественный механизм самозащиты от той сложной ситуации, в которой они оказались.
Тем не менее очень часто недостаток в одной области компенсируется в другой. Такие дети имеют нестандартное и творческое мышление. У них правополушарное развитие, и они мыслят образами…
- Среди известных людей, у которых была дислексия, мы можем назвать Ганса Христиана Андерсена, Альберта Эйнштейна, Владимира Маяковского, Чарли Чаплина, Стива Джобса, Генри Форда, Мерилин Монро, Тома Круза, Дженнифер Энистон и многих других…
Но все же эти люди сумели добиться большего по сравнению со своими вполне обычными сверстниками и одноклассниками не благодаря, а скорее вопреки своим собственным недостаткам и особенностям. Однако тот тяжелый путь, который им пришлось пройти, известен только им и их самым близким людям.
Поэтому первое, что стоит помнить родителям — это то, что такие дети развиваются в своем темпе и по-своему, и чем раньше начать заниматься с таким ребенком, тем лучше и благоприятнее будет прогноз на его более успешную адаптацию в социальном окружении.
При использовании специальных психолого-педагогических коррекционных методов развитие нужных навыков может занять от двух до трех-четырех лет… Но при легкой форме преодоление дислексии может занять и всего восемь-девять месяцев, если заниматься постоянно хотя бы два-три раза в неделю. Здесь очень важно упорство, поддержка близких и вера в то, что этот недостаток можно преодолеть.
Тут нужно вспомнить пример Киры Найтли, которая говорила, что побороть свою легкую форму дислексии ей помогла прежде всего поддержка близких.
«Многие из нас не обладают настойчивостью и, надеюсь, у вас есть родители, которые будут упорно работать над вашей проблемой, потому что именно это сделали мои. Сейчас у меня бывают дни, когда я не могу читать, но большую часть дней я не испытываю таких проблем».
Реклама
Но, разумеется, далеко не всегда обстоятельства складываются таким удачным образом, и в большинстве случаев жизнь и взаимодействие с социумом для людей с дислексией — это постоянная и непрекращающаяся борьба.
У знаменитого актера Тома Круза, например, было очень трудное детство (он сменил множество школ и вообще рос очень закомплексованным) именно по этой причине, и даже во взрослом возрасте он долгое время держал свое заболевание в секрете.
А известному сказочнику Гансу Христиану Андерсену не раз возвращали назад его исправленные и перечеркнутые рукописи и говорили, что ему вообще не следует становиться писателем.
О количестве ошибок в рукописях Эйнштейна вообще ходят легенды. Однако это не помешало ему стать выдающимся ученым, и именно ему принадлежат глубокие и проникновенные слова:
«Забота о человеке и его судьбе должна быть основной целью в науке. Никогда не забывайте об этом среди ваших чертежей и уравнений».
И он же сказал:
«Ценна только та жизнь, которая прожита для людей».
Причины появления дислексии изучены еще не до конца, но уже сейчас достоверно известно, что к возникновению этого заболевания приводят мутации неких генов, которые вызывают нарушения нейронных функций в коре головного мозга. У таких людей зона в задней части левой средней височной извилины функционально менее активна, чем у нормальных.
Таким образом, мы видим, что эта болезнь относится к разряду генетических патологий. На данный момент известно, что дислексия наследуется в 40−70% случаев, и в настоящее время на Земле этим заболеванием страдает каждый десятый человек.
Тем не менее многие люди, обладающие этим необычным недугом, который называют словесной слепотой, вопреки своему недостатку, становились активными общественными борцами с этим заболеванием или создавали произведения искусства, призванные рассказать миру об этом необычном расстройстве и о том, как видят мир люди, которые страдают от него.
Например, графический дизайнер Дэниель Бриттон, сам будучи дислексиком, создал специальный шрифт, в котором буквы отображаются лишь частично, чтобы показать какие трудности испытывают при чтении люди с дислексией.
А разработчик Виктор Уинделл после разговора с подругой-дислексиком создал программу-симулятор, которая позволяет увидеть контент в Интернете так, как его видят люди с тяжелой формой дислексии.
Интерес к этому отклонению сейчас повышается во всем мире. Так, британский дизайнер Сэм Барклай нарисовал серию плакатов, где текст изображен так, как его видят люди с дислексией. Проект называется «I Wonder What It’s Like to be Dyslexic».
Луз Релло (Университет Карнеги Меллон), которая занимается изучением дислексии и при этом страдает от нее сама, говорит, что это когнитивное расстройство, затрагивающее умение читать и писать, но не влияющее на общую способность мыслить.
«Дислексия не влияет на способность к устному обучению. Кроме того, она универсальна, то есть присутствует во всех языках».