Сейчас легко говорить, но трудно быть услышанным. Существует множество площадок, заинтересованных в популярном контенте, где любой имеет возможность для самореализации. Эгоцентричный оратор не имеет шансов на успех.
Главная проблема в том, что детское мышление эгоцентрично по своей сути. Швейцарский психолог Жан Пиаже доказал, что мышление ребенка иное, чем мышление взрослого. Эгоцентризм свойственен его природе. Он проявляется в неразрывности представлений о собственной личности и мире. Малыш воспринимает себя центром мироздания. «Солнце идет за мной. Лес для того, чтобы я там гулял». Ребенку физиологически трудно представить, что существует иная точка зрения, иной взгляд.
Показателен пример, когда ребенку предлагают назвать предметы, расположенные перед ним на крутящейся горке. Малыш видит только одну часть горы. Напротив сажают игрушку, которая «смотрит» на другую часть, на другие предметы. В ответ на вопрос, что видит игрушка, ребенок называет видимые им сейчас предметы. Поворачивают горку и ответ повторяется.
Эгоцентричное восприятие осложняет развитие эмпатии — сочувствия, сопереживания. А это, в свою очередь, препятствует коммуникациям.
Как помочь ребенку осознать, почувствовать другого человека, увидеть мир иными глазами?
Доминирующее место в этом процессе занимает чтение художественных книг, просмотр фильмов, спектаклей с обсуждением. Старайтесь чаще спрашивать о переживаниях героев:
— Как ты думаешь, что чувствовала Золушка, когда ее не взяли на бал?
— Почему плакала Аленушка?
Ролевые игры, театральные постановки способны погрузить малыша в иной образ, поэтому они так значимы для развития детей. Хорошо, если в этот процесс вовлечены все члены семьи, друзья ребенка. Можно самим сочинить сценарий, продумать костюмы. Режиссер, сценарист, костюмер, продюсер — достойные роли новой игры.
Полезно придумывать истории, сказки, стихи, «очеловечивая» животных, игрушки, неодушевленный мир.
Существует художественный прием, когда одно событие предстает глазами разных героев. Хорошо поиграть в такое преображение сюжета — пересказать знакомую историю или сочинить новый рассказ.
Фрагмент «Репки» в новой интерпретации
Рассказ деда.
«По весне я решил вырастить репку. Купил на рынке семена, выслушал советы продавца. Все лето ухаживал за репкой — поливал, пропалывал. К осени вырос огромный овощ. Тянул-тянул, не идет. Я уже и подкапывал, и водой поливал — никак! Пришлось звать бабку. А бабка моя глуховата, еле дождался. Наконец оторвалась от кастрюль, пришла на огород. Взялся я за репку, а бабка за меня уцепилась. Тянем вместе. Что такое, не поддается злосчастный овощ. Пришлось звать внучку. Прибежала скоро, ноги-то молодые. Я за репку, бабка за меня, внучка за бабку — ни с места. Ну и что тут сделаешь? Внучка предложила позвать собачку нашу, Жучку. Зацепилась Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за меня, а я уж за репку, репка даже не шелохнулась. Хотел уже домой идти, а тут кошка наша прибежала. Кошка Жучку недолюбливает, но ради общего дела они забыли ссоры. Но и кошка не помогла. Совсем уже было отчаялись, а тут мышка по огороду пробирается. Увидела нашу чехарду да на хвосте у кошки повисла. Кошка от такой мышиной смелости уцепилась за Жучку, Жучка внучку за юбку дергает, мол, посмотри, какие мыши пошли. Внучка бабку тормошит, а та меня. А я за репку держался. Чувствую — пошла наша репка. Тянем, тянем, вот уже и хвостик. Вытянули репку!»
Задача — рассказать эту сказку от лица бабки, внучки, Жучки, кошки и мышки.
Самостоятельные занятия риторикой хорошо сочетать с публичными выступлениями ребенка. Запишите его в творческий кружок, участвуйте в мероприятиях детских учреждений, устраивайте домашние концерты. Можно организовать видеозапись и просматривать семьей.
Занятия риторикой не просто развивают речь, учат коммуникациям, но и прививают актуальные навыки, воспитывают эмпатию.