Один из основоположников ораторского искусства, Аристотель, говорил о риторике именно как таланте убеждения. Цицерон считал, что хороший оратор обязательно должен быть эрудированным. Он критиковал «пышные речи» — бессодержательные, пафосные выступления. Особые требования Цицерон выдвигал и к эмоциональности высказываний.
Первым русским изданием о таланте выступлений стала работа
Ломоносов выделил три части:
- непосредственно риторику как учение о красноречии;
- ораторию — правила создания прозаических текстов;
- поэзию — правила написания стихов.
На основе труда Ломоносова в России появились учебные пособия по красноречию.
Отношение к риторике менялось, но всегда были востребованы красноречие и умение убеждать. И если ранее ораторскими навыками обладали избранные, то в наше время умение выстраивать речевые коммуникации — основной залог успеха.
Множество изданий, всевозможные курсы, речевые тренинги иллюстрируют новые требования к риторике. Акцент смещается в сторону психологического воздействия на слушателя-читателя. Вне зависимости от формы речи (устной, письменной), главным стало восприятие, удержание внимания, побуждение к действию.
С некоторых пор термин «софизм» стал носить негативный смысл. Его трактуют как уловку, ложные рассуждения, выдаваемые за истину. Современные софисты породили новые термины: фейк ньюс, постправда.
Умение убеждать, выстраивать диалоги проникло во все сферы нашей жизни. А это значит, что современное развитие ребенка невозможно без освоения основ риторики. Не случайно так много развивающих центров предлагают услуги речевого обучения. В программу входят упражнения на комплексное развитие речи и отработка навыков публичных выступлений.
Из чего сегодня складывается речевое искусство? Разумеется, первое требование — хорошо развитая речь. Это и большой словарный запас, и красочность, и содержательность. Помните критику Цицерона? Оратор убеждает не только текстом, но и мимикой, жестами, интонацией — всем, что выражает эмоциональное подключение.
Наше время — время самовыражения, поэтому большинство любит говорить, а не слушать. Как же заставить не просто слушать, но и слышать? Существует множество отработанных техник, различных приемов — эффективных и не очень. Но в основе любой техники — ориентирование на слушателя (читателя). А это означает, что хороший оратор — еще и психолог.
Можно ли научить всем аспектам риторики за несколько платных занятий? Не думаю, нужны систематические занятия. Развитие речи начинается с момента рождения. Словарный запас ребенка к трем годам должен составлять 700−1000 слов. К шести годам это уже 3500 слов. К этому возрасту малыш уже употребляет образные слова, устойчивые выражения. У него формируются основы словообразования, грамматического строя речи.