Как стать грамотным читателем?

Реклама
Бывший модератор

Довольно регулярно в «ШЖ» заводят речь о том, что необходимо, мол, ввести оценку статей по нескольким показателям. Актуальность темы, степень ее раскрытия, эффектность заголовка, грамотность, стиль, а также всякие «эфемерности» — наличие или отсутствие «огонька», «задора» и «блеска».

Обсуждение вспыхивает — и гаснет от аргументов «против». И тема уходит «в архив» — до того момента, когда очередной неравнодушный человек в очередной раз не подумает о том, как несправедливо за все в статье ставить одну-единственную оценку.

Меж тем есть иной путь наращивания справедливости, нежели усложнение системы оценки. И проще, и выгоднее для всех — усвоить навык грамотного чтения. Тогда пресловутые единицы и пятерки обретут новый смысл и ценность.

Реклама

Попробуем проанализировать отношения читателя с текстом и найти приемлемую схему чтения.

К той или иной статье на «Школе Жизни» вы приходите по одной из нескольких причин:

1) вас привлек заголовок,

2) вас привлекло имя автора,

3) вас интересует тема.

В любом случае читать текст лучше не в один прием. Полезнее будет и для вас, и для автора, если сначала вы бегло просмотрите статью, оцените ее «по одежке». Эта «пробежка» определит для вас — стоит ли вообще тратить время на текст. В целом метод можно назвать скринингом.

I. Скрининг текстов

При беглом, «просеивающем» просмотре текстов вы отмечаете следующее:

1) оцениваете соответствие оформления правилам.
Текст, как многие знают, должен быть разбит на абзацы, отделенные друг от друга пробельной строкой. Абзацы не должны быть большими, оптимальный размер — 2−3-4 предложения. Запятые, точки, вопросительные и восклицательные знаки, двоеточия, многоточия, точки с запятой, закрывающиеся скобки и кавычки ставятся без пробелов слева; у открывающихся скобок, кавычек не должно быть пробелов справа.

Реклама

2) оцениваете грамотность автора и текста.
Некоторым людям при первом взгляде на текст становится противно от обилия орфографических ошибок. Такие либо сразу ставят двойку и уходят от текста, либо оставляют гневный комментарий на этот счет. Главное — они перестают быть читателями этого текста и, скорее всего, этого автора.

Грамотным быть — надо. Без ссылок на нехватку времени, на то, что пальцы на клавиши не попадают. Если автор выкладывает изобилующий орфографическими ошибками текст — он свидетельствует этим свое неуважение к читателям.

3) оцениваете структурирование текста.
Даже при беглом просмотре становится очевидным: в тексте есть введение, развернутая основная часть, заключение. Или — всего этого нет, и так называемая статья — просто некая реплика на некую тему, зарисовка.

Реклама

Имея в виду эти три пункта, вы уже можете сформировать свое отношение к тексту. И — сформулировать его в комментарии. Даже если этот комментарий будет кратким, вроде: «Разбейте текст на абзацы», «Вычитайте текст, прежде чем выкладывать на сайт» — автор уже должен быть вам, читателю, благодарен. Поскольку для автора, особенно начинающего, такие советы носят характер конкретный и помогают быстро усвоить правила, которые он, возможно, и читал, но как теорию — не воспринял.

Поставить оценку на основании такого поверхностного знакомства, конечно, можно. Однако оценку поставить — не главное. Главное — сделать вывод: достоин ли этот текст вашего пристального внимания?

Реклама

Будет лучше, если вы, при всех недостатках текста, найдете в себе силы перечитать его еще раз — внимательнее. Во-первых, вы можете там обнаружить сведения, для вас новые и интересные. Во-вторых — потренируете лишний раз себя в овладении читательским мастерством.

II. Уточнение диагноза

Повторное чтение — внимательное и вдумчивое. Теперь вы сможете полноценно воспринять текст, оценить стиль автора, актуальность темы и степень ее раскрытия, четкость и красоту аргументации (или — отсутствие всего этого), степень готовности текста.

Комментарии по этим направлениям будут, возможно, не столь четко сформулированы. Нефилологам трудно изъясняться на специальном языке, да и читателям сложно порой ориентироваться в терминологии. Но несложно ведь заметить и указать стилевую чересполосицу, неправильное употребление слов, недостаточность аргументации, использование в качестве источника информации сомнительных и противоречивых данных.

Реклама

Конечно, именно такие комментарии могут вызвать у автора в качестве реакции отнюдь не благодарность. Но уже дело автора — воспринимать критику конструктивно или обидеться насмерть.

В начале статьи я писала, что грамотный подход к чтению чужих статей — проще и выгоднее. Выгода в том, что читатель, совершенствуя навыки чтения и анализа чужого текста, не только наращивает свою эрудицию, но исподволь начинает более требовательно относиться к текстам собственным. По сути, он воспитывает в себе редактора.

Реклама