В чем причина возросшей агрессии в школе?

Реклама
Грандмастер

Скандалы из школьной жизни набирают обороты. Каждый день множество сообщений о конфликтах всех со всеми в многосторонней конфигурации.

Появляются видео, на которых учителя проявляют агрессию. Вопиющий случай с учительницей из Северодвинска, наказывающей учеников скакалкой, стал поводом для возбуждения уголовного дела. Женщина устроила прилюдное избиение подростков за нерадивое отношение к учебе. Из видео ясно, избиения практикуются не впервые. Пострадавшие подростки — воспитанники детского дома. На Сахалине учительница на уроке унизила ученицу из-за дырки на одежде. И таких случаев все больше.

Ученики и родители отвечают все той же агрессией. Издевательства, угрозы, клевета, шантаж, а иногда и открытое насилие. Взрывы, стрельба, поножовщина — мы столкнулись с явлениями, которые трудно осмыслить, выработать алгоритмы противодействия. Очевидно, проявления

Реклама
буллинга — признак нездоровья системы образования.

Недавно узнала, что знакомая учительница попала в больницу с инсультом после проверок, инициированных родителями одного из учеников. И вовсе не по поводу учительской агрессии, а просто потому, что родительские обязанности переложили на плечи педагога и с формулировкой «не нашла подхода» пошли писать по всем инстанциям. И человек, проработавший около 30 лет в школе, выпустивший много благодарных учеников, лежит в больнице с инсультом.

Реклама

В условиях, когда отчет важнее реального результата, администрация школы довольно часто встает на сторону жалующихся, редко кто имеет смелость защитить сотрудника, если это грозит мерами в отношении самих работников администрации.

Причины кризиса лежат в области неопределенности. У нас нет ясной картины вектора развития школы. На сегодняшний день образовательные учреждения — странная эклектика форм и смыслов.

На родительских форумах разгораются страсти, а именно на этих площадках родители формируют чаяния: от тоски по советской школе до требований свободы (вседозволенности) их детям. Практически каждый пост — перекладывание ответственности. Общество кардинально изменило свое отношение к учителям. Школа теперь — способ выпустить пары агрессии, а не место сотрудничества в развитии детей. Было бы наивно призывать стороны к отказу от эгоцентричности, призывать смотреть на ситуацию глазами оппонента.

Реклама

Есть ли выход? В начале этого года в Министерстве образования прошло совещание, на котором обсуждалось создание мобильных структур психологической помощи детям. Эта идея мне кажется вполне здравой. Неплохо создать специальные группы реагирования из числа профессиональных психологов и опытных педагогов, которые выезжали бы на места и оказывали скорую психолого-педагогическую помощь. Но это экстренная мера, мера локального воздействия.

Разумеется, надо срочно снижать бюрократический прессинг учителей — один из главных факторов выгорания. Действия педагогов ограничены всевозможными регламентами, главная функция образования переместилась в область их исполнения.

Необходимы специальные курсы, тренинги, необходимо обучение коммуникациям. Необходим абрис будущей школы, понимание изменившихся требований времени.

Реклама

Но что делать родителям? Как вести себя, если кажется, что ребенку сложно в школе, если он подвергается психологическому воздействию?

  • В первую очередь попытаться найти контакт с учителем. Дать почувствовать, что вы — союзники, выслушать его претензии. В большинстве случаев удается выработать единую схему действий.
    Реклама
  • Если конфликт не удалось погасить, попробуйте обратиться в администрацию.
  • Можно, разумеется, сменить школу, но это радикальный, часто травмирующий, метод.

Помните, свобода не означает вседозволенности. Ваш ребенок должен приобрести навыки общения в социуме, помогите ему. Изоляцией, особыми условиями проблемы не решить. В домашних разговорах, в сетевом общении проявляйте уважение. Только тогда вы можете рассчитывать на взаимность.

Что делать, если учитель недостаточно грамотен, компетентен? Если это системные ошибки, вряд ли вы найдете общий язык с таким учителем. Следует поставить в известность руководство школы.

Ситуация не меняется или повторяется с другими педагогами этой школы? Подумайте о смене образовательного учреждения. В свое время мы перевели дочку в другую школу именно по этой причине.

Мы находимся во времени «опрокинутой иерархии», времени неустойчивых психологических установок. И это время требует от каждого особой мудрости.

Реклама