По такой схеме (занятия и потом экзамен) действует система народного школьного образования и в многонаселенном Китае. В этой стране есть и оригинальные новшества, которые могут заинтересовать педагогов России. В частности, речь пойдет о знаниях в долг.
Странно звучит? Но опыт одной из школ Китая явно просится в раздел «Образование» знаменитой Книги рекордов Гиннесса. Одно дело — «хвост» по предмету, не сданному в ходе экзамена. Тут действительно долг, который надо погасить. И совсем другое дело — придуманная необычная льгота для школьников.
Обидно ведь бывает, когда до нужной оценки не хватает одного-единственного балла. А такое бывает достаточно часто. И что делать тогда? Смириться?
Китайский педагог Хуан Канн (по должности он — директор школы в городе Нанкине) придумал необычный выход из обидной ситуации. Он создал школьный «Банк оценок». Если на экзамене до желаемой оценки не хватило одного балла, то можно написать просьбу директору школы о предоставлении этого самого балла в долг. Очень удобно не только ученикам, но и школе. Долг нужно покрыть за определенный срок. Как правило, на следующем экзамене, на котором из набранной суммы баллов исключается один балл.
А школе какая выгода? Она заключается в том, что если ученик не желает потом соглашаться с занижением оценки на один балл на другом экзамене, то он обязан выполнить полезную для школы работу.
В основном работа связана с наведением порядка в учебном заведении. Или же с работой на пришкольном огороде. Интересно, что такая работа широко применялась в Советском Союзе и называлась отработкой летом практики. Причем за день писали два часа работы из положенных к отработке нескольких десятков, но трудиться приходилось вовсе не два часа, а полный рабочий день. Как видим, Хуан Канн вполне успешно задействовал советский опыт, но несколько усовершенствовал его, «привязав» к учебному процессу.
Система «Банк оценок» наряду с положительным эффектом (ученики стали лучше учиться, чтобы не позориться с баллом, взятым взаймы) дала и отрицательный эффект. Появились рассуждения на тот счет, что эксперимент можно расширить и давать в долг не один балл, а несколько. Но их нельзя снимать по итогам другого экзамена. Их можно, дескать, только отработать.
И зачем, спрашивается, тогда учиться, если проще, не сдав экзамен, «купить» баллы своей работой для школы? Недобросовестные ученики увидели в льготе удобную лазейку. Но особенность в том, что при попытке поступить в вуз такие ученики, провалив вступительные экзамены, создадут школе дурную славу.
В школе Нанкина эксперимент пока продолжается. И продолжаются в обществе споры о том, стоит ли этот опыт внедрять и в других школах? Дискуссия ведется не только в самих учебных заведениях Китая, но и в средствах массовой информации.