Как же помочь ребенку развить этот навык? Как ускорить запоминание, убрать страх перед такими словами?
Для начала поймем, что навыки такого рода формируются на платформе зрительной памяти. У ребенка должен «сохраниться файл»: сАпОги, а не сОпаги или сапАги. А это значит, визуальный образ этого слова должен встречаться очень часто.
Я советую родителям для лучшего запоминания материала, требующего механической памяти, делать визуальные карточки. Хорошо размещать их у спального места. В моменты засыпания и пробуждения фотографическая память особенно активна. Хорошо, если вы смастерите или приобретете доску или тканевое наборное полотно с кармашками, на которых легко менять информационные таблички.
Не пытайтесь запомнить большое количество слов сразу. Их не должно быть больше 5 одновременно в начальной школе и 7−11 для более взрослых. Почему именно 11? Психологи утверждают, что в зоне внимания одного человека не может быть более 11 объектов. Это относится и к внутреннему
Перед сном и сразу после пробуждения медленно читаем слова. Родители могут менять их порядок, стимулируя внимание. Надо определить самые трудные, слова, в которых ребенок делает больше всего ошибок. Выпишите их для себя. Они — объект вашего пристального внимания. Можно использовать прием «агрессивной визуализации», разместив карточки с этими словами по всей квартире. Но это не всегда срабатывает. Важно отказаться от давления, чтение карточек должно превратиться в игру.
Но есть еще одна причина, способствующая ошибкам. Казалось бы, ребенок усвоил, запомнил, а в тексте опять написал неправильно. Почему? Давайте подумаем вместе. Мы предложили для запоминания определенный файл — написанный определенным шрифтом, определенного цвета
Что же делать? Разумеется, играть! Играем с особо трудными словами. Задание — найти слово «сапоги» не менее 10 раз. Подключайте домашних, отмечайте рядом со словом каждую такую «находку». Читайте рекламные тексты, информацию на витринах, подкладывайте ребенку журналы мод с искомым словом. Превратите это все в семейную игру. Пусть близкие фотографируют, фиксируют, «ищут спрятавшиеся сапоги».
Найдите тексты, в которых встречается это слово. Эта часть задания очень важна. Предложите на время найти его в тексте. Старайтесь использовать различные форматы — рекламные листовки, рукописный текст, журнальная статья, текст с монитора. Никогда не проходите мимо неправильно написанного слова. Это большая удача. Подстройте ситуацию, в которой ребенок сам увидит чужую ошибку.
Отслеживайте результаты. Обязательно хвалите ребенка за успехи в борьбе со «словами вне правил».