Из-за волнения журналист стремится быстрее отстреляться, забывая об уточняющих и дополняющих вопросах. В итоге никакого глубокого интервью не получается, а озвученные ответы представляют собой сборник банальностей. Выходит что-то вроде сухого и скучного пресс-релиза, а не полноценной журналистской беседы.
Тогда как настоящее интервью — это целый жанр публицистики в виде серии вопросов и ответов со своей структурой текста. Целью интервью является обмен мнениями о том или ином событии. Умение проводить интервью — верный путь к популярности для журналиста и блогера. Развить в себе это умение помогут советы из этой статьи.
Играйте на опережение
Изучайте потенциальных кандидатов для интервью с момента первого дня работы в компании или издании. Кто чем занимается, какие вопросы решает, что он знает о товарах, услугах компании. Формулируйте вопросы, заведите картотеку, составляйте досье на всех и каждого. Это, между прочим, и есть настоящая журналистика.
Хорошо запомните имя, отчество и фамилию собеседника, его должность, рабочий опыт. Держите в уме краткую биографию интервьюируемого.
Не ограничивайтесь прочтением статьи в «Википедии» о собеседнике. Если общаетесь с айтишником, например, копните тему интервью на форумах и тематических ресурсах. Узнайте тенденции в отрасли и спросите о них. В беседе с юристом изучите хотя бы те законы, о которых будет идти речь.
Изучайте персону до тех пор, пока информация не начнёт повторяться. Вот тогда вы проделали работу полностью.
Донт ворри, би хэппи!
Люди боятся интервью. Даже знаменитости и политики. Поэтому успокойте своего респондента и начните с себя. Люди инстинктивно копируют собеседника, и если вы нервничаете, то это передаётся окружающим: у оператора начинает дрожать камера, телохранитель хватается за пистолет, уважаемый человек потеет и ерзает в кресле.
Перед интервью проведите экспресс-релаксацию, выпейте валерьянки, сделайте пару асан из йоги. Расслабьтесь, короче. Делайте что хотите, но расслабьтесь. На интервью вы должны представлять собой гибрид растамана Боба Марли и спецагента Джеймса Бонда.
Чтобы заполучить доверие собеседника, поделитесь с ним чем-то общим, а также учитесь слушать его, реагировать на его слова. Интервью — это диалог, а не допрос.
Корпоративным блогерам несколько проще: они всё-таки действительно знакомы с сотрудниками и руководителями компании. Однако офисные клерки и даже топ-менеджеры не умеют давать интервью и от этого нервничают ещё больше. Так что тут всегда нужно заранее обсуждать вопросы, чтобы собеседник мог к ним подготовиться. Предупредите коллег о сложных или неудобных вопросах, объясните, почему на такие вопросы надо ответить.
Расставьте приоритеты
Если вы когда-либо слушали докладчика, читающего заметки во время презентации, вы знаете, насколько безжизненным выглядит человек с бумажкой. Вместо того чтобы зачитывать своему собеседнику вопросы из блокнота или экрана планшета, сосредоточьтесь на разговоре. Вопросы должны быть у вас в голове!
Запишите все вопросы на лист бумаги, выделите самые важные и запомните их. Затем придумайте уточняющие вопросы к самым важным вопросам. Запомните их. Повторите цикл несколько раз. В идеале у вас должен получиться не набор вопросов, а тема собеседования, которую вы раскроете во время интервью.
Разумеется, интервью надо записывать на аудио и/или видео. Не надейтесь на айфон или один диктофон, используйте несколько устройств. А вот заметки на бумаге во время интервью лучше не делать. Это раздражает.
Придумайте свою «фишку»
Найдите правильное сочетание вопросов! Все великие интервью имеют одну общую черту: они показывают что-то новое, полезное, интересное или спорное. Изучите критику, заставьте жертву говорить о негативных вещах.
Однако не бросайте подобные вопросы с ходу. Оставьте их под конец интервью. Даже если собеседник выйдет из себя, изобьет вас, будет грозить судом и физической расправой, у вас останется первая часть беседы, которую можно будет использовать для статьи.
Идеально, когда журналист сам знает ответы на вопросы и может поймать собеседника на вранье, неточности, незнании или подтасовке фактов.
Редактируйте всё, что можете!
100% интервью — унылая болтовня ни о чём. Превратить их в интересный текст — вот истинное призвание журналиста. Заставить людей дочитать до конца враньё политиков, бред пиарщиков, несусветную чушь «звёзд» — наисложнейшая задача автора и редактора.
У текста должен быть темп и структура, и в случае интервью темп задаёт последовательность вопросов. В этот раз неудобные и сложные вопросы должны стать началом статьи, а не её концом — самое важное, скандальное, интересное, провокационное выносится в начало (хотя на середину и конец тоже оставьте пару перченных фактов).