Если он плохо ориентируется в обозначениях частей целого, это означает, что у него, возможно, плохо развиты такие мыслительные операции, как анализ и синтез.
Перейти ко второй части статьи
Если ребенок быстро утомляется, отвлекается — значит, нуждается в корректировке внимания, памяти.
Плохое произношение какого-либо звука надо постараться исправить еще до школы, сделав акцент на логопедической работе.
Итак:
- 69−74 балла.
У ребенка высокий уровень интеллектуального развития. Он соответствует возрастным стандартам и готов к школе.
- 49−68 баллов.
Средний уровень развития. У ребенка есть проблемы. Обратите внимание на разделы, за которые он получил «1» и «0».
- 39−49 баллов.Реклама
Ниже среднего уровня. Не соответствует возрастным стандартам. У ребенка нарушена познавательно-интеллектуальная деятельность. Необходима диагностика проблем и работа по активизации мыслительных операций, внимания, памяти. Требуется коррекция речи.
- Менее 39 баллов.
Очень низкий уровень развития, не соответствует возрастным стандартам. Недоразвитие носит стойкий характер. Среди причин — физиологические нарушения или серьезная педагогическая запущенность. Ребенок нуждается в коррекционной работе специалистов (невролога, психолога, психиатра, логопеда). В дальнейшем подобное расстройство приведет к снижению эффективности обучения и может негативно повлиять на психическое состояние ребенка.
Чтобы сориентироваться в возможных проблемах, нужно оценить еще несколько параметров, среди которых — развитие моторики. Существуют специальные тесты, позволяющие определить, насколько развита моторика. Этот тест проводят по аналогии с предыдущими, оценивая каждое задание «+» или «-», в конце выставляя баллы — 0, 1, 2.
Состояние общей моторики:
- координированная ходьба с согласованным движением рук («+», «-»);
- прыжки на двух ногах на месте и с продвижением («+», «-»);
- стойка на одной ноге («+», «-»);
- прыжки на одной ноге на месте («+», «-»);
- выполнение заданий: стой, подними левую руку, правую ногу, попрыгай
и т. д. («+», «-»); - метание («+», «-»).
Ставим баллы.
Состояние мелкой моторики:
- согласованность движений обеих рук (правильно, неправильно);
- полноценное движение каждой руки; поочередно правой и левой рукой выкладываем мозаику, фигуры из спичек, фасоли, застегиваем пуговицы, шнуруем (правильно, неправильно);
- как держит карандаш правой и левой рукой (правильно, неправильно);
- умеет ли работать ножницами;
- оцениваем качество штриховки шаблонов (линии направлены в одну сторону, близко прилегают друг к другу, одинаковой толщины, не выходят за границы).
Ставим «2» только в том случае, если ребенок выполнил все задания качественно.
3−4 балла — хороший результат, соответствующий возрасту.
1−2 балла — ниже возрастной нормы, обратите внимание на развитие моторики.
0 баллов — не соответствует возрасту.
Для оценки состояния речевого аппарата и качества дикции надо обратить внимание на следующие моменты:
- разборчивость речи;
- внятность;
- темп (нормальный, замедленный, ускоренный);
- дыхание (поверхностное, глубокое);
- речевое дыхание (недостаточное в процессе речи, отсутствие носового);
- голос (тихий, громкий, хриплый, затухающий, носовой оттенок).
Важно следить за словарным запасом ребенка. Доктор педагогических наук, профессор Ефим Аронович Аркин, автор теоретических основ дошкольного воспитания, так определял рост речевого словаря:
- 1 год — 9 слов.
- 1 год 6 месяцев — 39 слов. В речи появляются предложения.
- 2 года — 300 слов. Фразы из 2−3 слов.
- 3 года 6 месяцев — 1110 слов. Наличие сложных предложений.
- 4 года — 1926 слов.
Этот тест не только покажет уровень готовности ребенка к школе, но и поможет сформировать коррекционную работу с ребенком, выявив слабые стороны развития. Вы сможете выяснить степень вовлечения специалистов и определиться с их профессиональной направленностью.