Почему все чаще слышатся мнения, что школа готовит в завтра методами прошлого? Почему привычные методы обучения стали давать сбой? Можно ли воспитать потенциального читателя терпением или навсегда отбить любовь к чтению и книгам?
Первый и основной навык, который необходим юному ученику в школе — овладение осознанным чтением. Очевидно, что без этого навыка обучение другим дисциплинам просто невозможно. Но все больше детей не выполняют нормативов техники чтения, все ниже показатели осознанности этого процесса.
Современных детей зачастую учат чтению, вырабатывая навык простым понуждением. Типичная картина мирного вечера в семье первоклассника: слегка охрипшие родители и заплаканный ребенок над книгой.
Да, нас всех учили подобными методами, но мир изменился, изменился настолько, что теперь подобные принуждения не просто недостаточны, а вредны.
Нас не окружал информационный бум, в те далекие времена книга была и единственным источником информации, и советчиком-другом, и самым желанным развлечением, и даже средством повысить собственную самооценку.
Может ли книга сейчас конкурировать в среде, где в изобилии продукты, созданные профессионалами-манипуляторами с единственной целью — завладеть вниманием? Смотреть динамичный мультик, уйти в виртуальную игру или с упорством первобытного человека высекать из непонятных знаков смысл? Думаю, что предпочтения очевидны.
Информационно-рекламный бум породил еще одну беду — недоразвитие устойчивого, произвольного внимания. Как следствие, проблемы с мыслительными операциями.
Частая отвлекаемость, утомляемость, невозможность концентрации на предмете — все это признаки проблемы, которую окрестили «клиповым восприятием».
За непроизвольное и произвольное внимание отвечают разные группы нейронов.
Непроизвольное, возникающее спонтанно, как реакция на неожиданное, возникает от возбуждения отдельных нейронов. Это физиологическая система защиты от неожиданностей. Именно работу этих нейронов постоянно стимулируют рекламщики, создатели современных мультиков, удерживающих малышей пестротой картинок, яркими звуками, частой сменой кадров.
А произвольное внимание вызывает тоненькая сеточка нейронов, покрывающая кору головного мозга. Именно работа этой сеточки, ее активность, позволяет развивать мыслительные операции, получать знания. В мире, где все сверкает, мелькает, шумит, завлекает, мире, где тишина стала почти невозможной, развить эту сеточку крайне трудно.
Но, увы, это не все, чем современные дети отличаются от нас.
Время монофонии прошло. Мир, заполненный множеством шумов, какофония не способствуют развитию слуха, умению вычленять отдельные звуки, что тормозит и развитие фонематического слуха, тот практический багаж, с которым дети должны приходить в школу, чтобы потом из хорошо знакомых «кирпичиков» — звуков, слов — строить лексические формы.
И это еще не все. Современные дети гораздо меньше общаются. Запертые у мониторов, они просто физически говорят гораздо меньше. Виртуальное общение не стимулирует детей к коммуникациям, к речи. Словарный запас крайне скуден, что потом скажется на распознавании прочитанных слов и поиске смысла. Но главное, артикуляционный аппарат тоже сильно страдает при недостатке общения. Как итог — торможение чтения при «вялом» язычке
И это далеко не полный перечень причин, которые мешают успешному усвоению техники чтения.
Современное обучение чтению — это диагностика проблем, комплекс занятий, направленный на их устранение, «хитрые» способы чтения, развивающие осознанность прочитанного, устранение реверсного (реверсивного) чтения и проч.
А пока родитель (педагог) читает нравоучения о пользе чтения и принуждает к очень сложному для современных детей занятию, мы будем слышать: «Сижу, башкой своей ломаю эти знания…». И червоточинка ненависти к книге будет набирать силу…