Предлагаю подборку таких развивающих игр, обучающего материала, сгруппированных по тематике занятий с малышом.
Неделя одежды позволяет в игровой форме познакомить ребенка с предметами гардероба.
Игра «Одень куклу»
Можно предложить малышу одеть куклу с обязательным проговариванием действий:
«Давай оденем куклу Машу. Наденем на неё платье. Посмотри, какое красивое платье у Маши. Платье розовое, пышное. Маша пойдёт гулять в красивом платье».
Обратите внимание: слово «платье» повторяется многократно с различными признаками.
Очень полезно провести эту игру с бумажной куклой. Для этого достаточно вырезать из картона бумажную куклу и нарисовать несколько различных предметов одежды. Эта игра легко встраивает изучаемое слово в различный контекст, расширяя представление о понятии различными признаками. Действительно, весьма несложно нарисовать и длинное платье, и короткое, платья различных цветов, платье с кармашками и без, платье с пуговками
Игра «Нарисуй платье»
Малыши в возрасте 2 лет ещё не умеют рисовать определённые предметы. Поэтому мама заранее рисует платье и предлагает ребенку его раскрасить. При этом необходимо проговаривать все действия ребёнка:
«Оля рисует красивое платье. Она взяла карандаш и будет раскрашивать платье. Какое платье получилось у Оли? Оля нарисовала зелёное платье. Платье очень красивое».
Игра «Найди платье»
Мама прячет платье в комнате и предлагает малышу его найти. Помним, что слово «платье» постоянно звучит и в этой игре.
«Где же моё платье? Помоги мне его найти. На стуле платья нет. На столе платья нет. Под подушкой платья тоже нет. Где же моё платье? Ах, вот оно. Я убрала платье в шкаф».
Жёлтые сапожки
— Представь, что у тебя есть красивые жёлтые сапожки. Давай обуем сапожки!
Покажите, как можно имитировать движения обувания сапог.
— Надел сапожки — ну-ка потопай! А теперь слушай внимательно и повторяй за мной движения.
Бежали по дорожке
Жёлтые сапожки.
Жёлтые сапожки
У малышей на ножках.
(лёгкий бег)
Устали наши ножки,
Бежали по дорожке.
Погладим наши ножки.
(лёгкие поглаживания ног ладонями)
И отдохнём немножко.
(спокойно лечь на спину и отдохнуть).
П. Волков
* * *
На рубашке у Петра
Утром вылезла дыра.
Может, кто-нибудь другой
И надел её с дырой.
Но не Петя. Он опрятен
И не терпит дыр и пятен.
Взял иголку: «Где ты там?»
И зашил без мамы — сам!
О. Григорьев
* * *
Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.
В. Гвоздев
* * *
От моей малышки-дочки
Где-то спрятались носочки.
Мы их целый час искали,
А они в шкафу лежали.
Там где надо — там и были,
Просто мы про них забыли.
Е. Долгих
* * *
К нам пришла недавно Таня
В садик в жёлтом сарафане.
Сарафан с кармашками,
С белыми ромашками!
Д. Сиротин
* * *
То ли зайцы, то ли кошки
на футболке у Алёшки.
Очень странные фигурки…
пусть зовутся…
КУКУЖМУРКИ!
М. Дружинина
* * *
— Ёжик, надевай сапожки,
А не то — замёрзнут ножки.
— Я свернусь вот так в клубок
И согреюсь без сапог!
М. Старчевская
* * *
Растерялся сапожок,
Оторвался ремешок,
Зацепился по дороге
За упрямый корешок.
У второго сапожка
От неловкого шажка
Две царапины на коже
От носка до каблучка.
Сапоги в футбол гоняют,
Сапоги в лесу играют…
Как они не понимают,
Что за них МЕНЯ ругают!
С. Лосева
* * *
Рукавички, рукавички,
Вы как будто две синички.
На ладони Ване сели,
Их теплом своим согрели.
А потом вдруг полетели —
Улететь от нас хотели.
Рукавички с ручек сняли,
По кармашкам их убрали.
Пусть погреются синички,
Чудо птички — рукавички.
* * *
У каждой приличной,
воспитанной мышки
Должна быть нора и
должны быть штанишки.
В штанишках мышонку
тепло и приятно,
В штанишках он выглядит
славно, опрятно.
Скажите, Вы мышку бы
в гости позвали?
В штанишках? О, да!
Без штанишек — едва ли!
Е. Гвозденко
* * *
Ботинки
Почему же у Иринки
Перессорились ботинки?
Отвернулись друг от друга.
Стало ножкам туго-туго.
И не хочется гулять,
И шнурков не завязать.
Улыбается Иринка:
— Что за глупые ботинки!
Перепутали вы ножки,
И не манят вас дорожки.
* * *
Спать пора
Вот и солнышко садится,
Значит, надо спать ложиться.
Не зову на помощь маму,
надеваю сам пижаму.
* * *
Платье
Что за платье у Настюши!
Всюду банты, ленты, рюши!
Вот так чудо, очень мило.
— Мне его сестричка сшила.
* * *
Ванечка
Как наш вырос Ванечка!
Сам надел он маечку,
Сам надел он брюки,
сам помыл он руки.
С предметами одежды разобрались, теперь приступаем к изучению животного мира. В Неделю животных проводим игры-подражания на эту тему, они направлены на развитие понимания речи взрослых.
Котята
Предложите ребёнку поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами:
— Сейчас мы превратимся в котят. Делай, как я.
Мяу-мяу, умываюсь, (движения умывания)
Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь)
Мишка косолапыйРеклама
— Давай поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения!
Мишка косолапый по лесу идёт.
(ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поёт.
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
(легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою — топ!
(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)
Заиньки
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
(лёгкий бег)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок,
(присели)
Роют лапкой корешок.
(движение рукой)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)
Уточка
Идёт утка по дорожке: (поднять согнутые в локтях руки, прямые пальцы собраны в щепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик» — раздвигаем и сдвигаем пальцы, при этом большой палец противопоставлен остальным).
На ней красные сапожки: (прямые пальцы собраны в щепоть)
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!» (открываем и закрываем «клювик»)
Утка по воде плывёт,
Ловко лапками гребёт!
(поочерёдные взмахи прямыми кистями рук вперёд-назад)
Угадай, кто я такой!
— Сейчас я буду изображать животное. Угадай, кто я такой! Конечно, я — косолапый медведь! Давайте походим вперевалочку, как мишка, — вот так!
Родитель вместе с ребёнком ходит вперевалку, расставив руки в стороны. Подобным образом изображаются движения следующих животных и птиц:
- Лиса — плавная неторопливая ходьба, поочерёдно выставляем вперёд руки-«лапы».Реклама
- Заяц — приставляем к груди согнутые в локтях руки-«лапки», прыгаем на обеих ногах.
- Птичка — бег по комнате с одновременными взмахами прямыми руками-«крыльями».
- Лягушка — приседаем, прыжки вперёд, выпрямляя и снова сгибая в коленях ноги.
- Лошадка — бег с поочерёдным выбрасыванием правой/левой ноги вперёд.
После животного мира наступает Неделя растений.
Цветы
— Представь, что это полянка. А на полянке растут красивые цветы. Давай, мы будем цветками. Слушай и повторяй за мной!
Наши красные цветки
(согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком)
Распускают лепестки.
(пальцы расставляем в стороны)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(шевелим пальчиками)
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
(снова соединяем пальчики в «бутон»)
Головками качают,
(качаем из стороны в сторону соединёнными вместе кистями рук)
И тихо засыпают.
(соединённые кисти рук подкладываем под голову).
Деревце
Сейчас мы с тобой превратимся в деревья. Слушай и повторяй за мной!
Дует ветер нам в лицо,
(машем кистями рук, обмахивая лицо)
Закачалось деревцо!
(всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)
Ветерок всё тише, тише,
(качаемся медленнее, затем останавливаемся)
Деревце всё выше, выше!
(поднимаем руки, тянемся вверх).
Подготовьте к занятиям с ребенком тематические картинки, которые вы будете рассматривать вместе. На прогулке обращайте внимание ребёнка на предметы, которые изучаете. При
Не забываем о логопедических упражнениях. Пусть ваш малыш облизывает ложки, губы, играйте в «Качели» язычком, гудите как паровоз. Пусть ребёнок сдувает пёрышки, листочки бумаги, дует на бумажный кораблик в воде.
Хорошо изготовить простое дидактическое пособие. На палочку крепим нитки, на которые приклеены бумажные облака (кораблики, самолётики
Подводим итоги:
- К концу второго года словарный запас вашего малыша должен составлять 200−300 слов.
- Ребёнок строит двух-, трёхсложные предложения.
- Использует в речи существительные в разных падежах.
- Выражает свои просьбы словами, а не только жестами.
- Согласует предмет и действие.