Оградив малыша от опасных предметов, не стоит постоянно одёргивать и прикрикивать за естественное желание все потрогать, попробовать на вкус. Новые виды деятельности требуют и новой информации.
В речи малышей по-прежнему присутствуют лепетные слова и собственные творческие словоформы. Часто ребёнок объединяет несколько понятий под одним словом. Моя дочка называла прогулку, улицу, любое движение «пруа». Для меня до сих пор загадка, что подвигло её на такое обозначение. Возможно, игра с бабушкой в лошадку?
К полутора годам дети понимают значение многих слов и выполняют несложные поручения — например, показать картинку с изображением знакомого предмета, показать части тела. В этом возрасте у ребёнка словарный запас составляет около 40 слов. К двум годам он расширяется до 300. Это слова, которыми ребёнок свободно оперирует. На втором году жизни появляются простые предложения, состоящие из 2−3 слов. Предложения должны быть согласованы. Например: «Мишка сидит».
Именно второй год моей дочки стал для меня главным экзаменом мамы. Уже в год её словарный запас достиг 10 слов. Но на этом процесс остановился. Она продолжала оперировать словами-обозначениями, активно включая мимику и жесты, не спешила добавлять в свой лексикон новые слова. К двум годам стало очевидно, что ребёнок значительно отстаёт от своих сверстников. Позже я узнала, что у этой проблемы было медицинское решение. Но тогда, будучи совсем неопытной мамой, я не знала, где мне искать ответ о
Если хочешь чему-то научить ребёнка, попробуй взглянуть на проблему его глазами.
Итак, попробуем взглянуть глазами моей 2-летней дочки. Она довольно активна и её познавательный интерес требует речевого сопровождения. Это очевидно, достаточно посмотреть на отчаянные жесты и мимику, заметить раздражение, когда взрослые не понимают, что она хочет сказать. Она сгруппировала множество понятий, объединив их одним словом-обозначением. Различное толкование, на её взгляд, вносят все те же жесты. Малышка хорошо понимает, что я ей говорю, но не торопится воспроизвести мою речь. А это значит, что воспроизведение затруднено.
Этому может быть несколько причин — от физиологических особенностей речевого аппарата до моей невнятной речи. В случае с моей дочкой оказалось, что проблема речевого развития была в плохом запоминании слов. Если представить, что я попала в страну, где все говорят на не знакомом мне языке и где всего несколько слов мне кажутся знакомыми. Значит ли это, что я могу повторить эти слова? При каких условиях эти слова войдут в мой лексикон? Правильно. Я должна чётко разобрать их произношение и запомнить. И всё. Как мы знаем, лучший способ запоминать — многократно повторить.
Теперь смоделируем ситуацию с ребёнком. Он ежедневно слышит множество новых слов, не всегда понимая значение. Есть ли у него уверенность в том, что он слышит их правильно и может их воспроизвести? Возможно, родителям стоит подумать над неким фильтром собственной речи, который позволит малышу запомнить основные определения?
Эта простая мысль натолкнула меня на специально организованные занятия с дочкой. Я решила, что вводить какие-то новые слова надо постепенно. Мы проведём неделю «одежды», неделю «игрушек», неделю «продуктов»
Всю неделю я играла, рассказывала своей дочке об одежде. При этом я выбрала всего несколько слов: платье, майка, колготки, пальто, шапка. Я старалась весь день чётко произносить эти слова в контексте всевозможных занятий. Уже через пару дней я почувствовала, что можно добавить и обувь. Изменения были заметны. Дочка не торопилась повторять эти слова за мной, но я видела по быстрой реакции, что эти слова она запомнила хорошо.
Следующая неделя стала фруктово-овощной. Впрочем, я не забывала довольно часто повторять слова первой недели. Затем наступила неделя игрушек. Внезапно наши занятия пришлось прервать — я попала в больницу, с малышкой осталась бабушка. Когда я забирала ее через две недели, то думала, что придётся начинать все сначала, но моя девочка приготовила мне сюрприз.
Мы ехали в переполненном вагоне пригородного поезда. Дочка устала сидеть на месте и порывалась пройтись по вагону. Я несколько раз сделала ей замечание, пыталась отвлечь играми, но все было тщетно. В отчаянье, я прикрикнула: «Да слышишь ты меня?» Она подняла на меня свои васильковые глаза и довольно спокойно произнесла: «Да слышу я, слышу». После всех её «Пруа, дай, га-га, мяу» это была первая сложная фраза, да ещё и выстроенная не совсем обычным способом. А сколько достоинства при её произнесении! Весь остаток пути я выслушивала непрекращающийся словесный поток ее речи.
Решая любую проблему, не стоит забывать о двух основных вопросах.
- Что? Надо попытаться понять, что мешает речевому развитию вашего ребёнка. Возможно, у него есть какие-либо отклонения в речевом и слуховом аппарате. Возможно, в силу каких-либо физиологических причин ему сложно вычленить, воспроизвести и запомнить новое слово. Попробуйте взглянуть на проблему глазами малыша. Помогите ему вычленить из вашего речевого потока определённые опорные слова-обозначения, услышать их и запомнить.Реклама
- Как? Это, пожалуй, самый трудный вопрос. В первую очередь, надо определиться с группой слов, с которой будете работать. Это должны быть слова из окружения ребёнка — простые и понятные. Не надо пытаться научить малыша всему и сразу.
Подбираем различные игры по теме. Не забываем, что обобщение ещё не доступно ребёнку, поэтому тематическое объединение — только для родителей, а малыш просто запоминает новые слова. Помним, что основной вид деятельности нашего ребёнка — игровой, и именно с помощью игры мы обучаем и развиваем малыша.
Планируем как можно больше разных упражнений, в которых выбранное слово будет обыгрываться в различном контексте. Это поможет ребёнку чётко осознать значение слова и запомнить его произношение.
Объекты, за которыми малыш следит, хорошо запоминаются. Перед прогулкой настройте ребёнка на наблюдение: «Мы пойдём с тобой гулять и увидим собачку».
Следим за тем, чтобы игра приносила радость. Только благоприятный эмоциональный настрой сделает обучение малыша успешным.
Не забываем о секретах доверительного контакта. Стараемся как можно чаще играть в одной плоскости с ребёнком, присаживаемся на корточки, играем на полу. Помним, что контакт глаза в глаза сигналит малышу: «я — такая же как ты, доверяй мне, не бойся».
Не забываем, что главное в нашем общении — стимуляция и развитие речи ребёнка. А это значит, что наши занятия — это постоянный диалог.