В занятиях для развития младенца остаются игры-потешки. Теперь очень важно подготовить ребёнка к ходьбе. Читая стишки, мама поочерёдно похлопывает по ступне младенца, чтобы активизировать тактильные ощущения и подготовить к ритму ходьбы.
Потешки
Застучали ножки по ровненькой дорожке,
Застучали много раз, будет весело у нас
Кулачком сильнее бей, только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком и покружимся волчком!
Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Раз подскок!
Два подскок!
Высоко потолок!
Я скачу!
Я лечу!
Стать высоким хочу!
Прибаутки
Чтение прибауток и небылиц сопровождается показанными движениями и стимуляцией к их повторению или иллюстрацией на игрушках и картинках.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даёшь?
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей — травы нащипать,
Ей — на речку бежать,
Ей — козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Полезно продолжить игру, задав, например, вопрос: «Как поёт петушок?» Имитация звуков животных — важный шаг в речевом развитии ребенка.
К году ребёнок способен собрать и разобрать пирамидку, простейший конструктор. Помните, что детали игрушек должны быть крупными, и чем младше ребёнок, тем крупнее детали. Можно строить башни из кубиков, не забывая указывать на их цвет, а также понуждая выполнять ваши просьбы: «Дай синий кубик. Теперь дай красный. Ставим красный кубик на синий. Где у нас синий кубик? А красный?»
Полезно играть с ребёнком в игру «Угадай, кто у меня». В большой мешок или наволочку надо спрятать какую-либо игрушку. Потом показать её часть и предложить ребёнку угадать, кто это. Задание можно усложнить, показывая все меньшую часть, а потом предложить определить на ощупь.
Покажи предметРеклама
Перед ребёнком выставляют несколько игрушек и предлагают показать, например, зайку.
Кто пропал
Игра — упражнение на внимание. Перед ребёнком выставляют две игрушки. Потом незаметно для него прячут одну. Ему предлагают определить, что пропало.
Эту игру с малышом постепенно усложняют количеством предметов, а в дальнейшем используют вариант «Что изменилось», в котором предметы меняют местами. Для этой игры хорошо использовать парные по размеру или цвету предметы. Например, мишка большой и мишка маленький, мячики красный и зелёный. В такой игре отрабатываются понятия величины и цвета.
Игры с зеркалом
Игры с зеркалом можно начинать гораздо раньше. Ребёнок рассматривает отражение, запоминает своё имя, указывает части лица. Чем взрослее ваш малыш, тем больше возможностей предоставляет зеркало.
Теперь можно провести целый ряд логопедических игр, которые подготовят к правильному произнесению звуков. Например, игра «Надуваем щеки». Вы с малышом надуваете щеки и рассматриваете его отражение.
«Пыхтим». Произносим: «П-п-п-п».
«Играем язычком». Ударяем язычком о верхнюю губу с постепенным ускорением.
«Облизываемся». Облизываем язычком верхнюю и нижнюю губу.
«Качели». Рот открыт. Язычок двигается вверх-вниз и вправо-влево.
Вашему малышу скоро год, пора браться за карандаши и мелки. Рисуйте как можно больше и чаще, развивая мелкую моторику ребёнка. К году он должен уметь держать карандаш или мелок и рисовать каляки-маляки. В его жизнь теперь должны прийти не только новые игрушки, но и картинки, книжки.
Подводим итоги…
К первому году ребёнок должен:
- произносить звуки «А», «У», «И», «О» понятно для окружающих, а также звуки «М», «Н», «П», «Б», «Т», «Д», «К», «Г»;
- уметь выполнять простые просьбы, например, «положи мишку на стол»;
- знать своё имя;
- реагировать на запреты;
- иметь словарный запас, состоящий из 10 слов;
- повторять простые одно- и двусложные слова;
- рисовать каракули;
- подражать различным звукам, в том числе и голосам животных.