Как организовать занятия с малышом?

Реклама
Грандмастер

Ребёнок должен развиваться гармонично. Трудно представить малыша 2−3 лет, терпеливо сидящего за столом. Для физического развития ему необходимы движения, поэтому от привычной модели занятий надо отказаться. Все занятия проводятся в привычной для ребёнка обстановке и никоим образом, не ограничивают его подвижность. В связи с этим отпадает вопрос о специально отведённом под этот процесс времени.

Общаясь с некоторыми мамами, жалующимися на занятость и загруженность, я вспоминаю, как мы с пятилетней дочкой, гуляя зимой, рисовали на снегу геометрические фигуры. Эти кружочки и квадратики, поделённые на равные части, дали моему ребёнку элементарное представление о дроби.

Занимаясь приготовлением обеда, я разрезала яблоко на части, и мы с дочкой решали простейшие задачи с дробями, не отрываясь от приготовления пищи. На прогулке мы считали деревья, разучивали стишки, проводили игры на развитие внимания, памяти. Главное — желание мамы видеть своего ребёнка успешным.

Итак, начиная занятия с малышом, мы стараемся не ограничивать подвижность ребёнка, скорее наоборот — организовываем его день таким образом, чтобы физическая нагрузка удачно сочеталась с развивающими упражнениями.

Реклама

Доминирующий вид деятельности у детей этого возраста — игра. Именно через игру они познают этот мир, овладевают навыками общения, получают необходимые знания. Значит, все наши занятия мы строим в игровой форме. Для ребёнка — мы не обучаем, мы играем с ним.

На подготовку к занятиям маме не стоит жалеть времени. Сейчас множество различных пособий для развития малыша — от развивающих ковриков, столиков до различных конструкторов, пазлов. Но стоит помнить, что эти игрушки вовсе не для того, чтобы развлекать малыша, освобождая собственное время. Обучение малыша происходит, когда вы играете вместе с ним. И для обучающих игр не обязательно приобретать новые игрушки. Можно легко изготовить пособия своими руками, использовать подручный материал.

Реклама

Перед началом занятий лучше набросать определённый план, конечно, если идея научить чему-нибудь, не пришла в голову спонтанно, во время прогулки, например. А вообще, приучите себя к планомерному обдумыванию какой-либо проблемы, и вы убедитесь, что множество игр возникают в голове, казалось бы, ниоткуда.

Реклама

Общение с малышом имеет свою специфику. Представьте, что вы оказались в мире, где все значительно выше ростом. Вы пробуете заглянуть им в глаза, но это плохо получается. А если ещё великаны разговаривают с вами покровительственно? Есть у вас желание сотрудничать с ними?

Примерно то же ощущает ваш ребёнок, и именно поэтому, желая донести до него какую-либо информацию, чаще присаживайтесь. Очень важный в психологии общения контакт глаза в глаза должен проходить строго по горизонтальной линии. Именно так рождается доверие, вы подаёте ребёнку сигнал: «Я — друг, я хочу услышать и твою оценку происходящего, я уважаю в тебе личность».

Итак, позитивный доброжелательный настрой, контакт глаза в глаза.

Реклама

В психологии есть понятие вербальных и невербальных средств общения. К вербальным средствам общения относится речь, а невербальные — это мимика, жесты, пространство общения. Если говорить о речи, то надо помнить, что изъясняться с ребёнком надо доступным, но правильным языком. При общении с ребенком уместны многократные повторения слов, желательно в разных контекстах.

Реклама

Поговорим подробнее о невербальном общении. Вы попали в страну, где разговаривают на неизвестном языке. Вы понимаете всего несколько слов. Попробуйте объяснить местному жителю, что хочется пить. Конечно же, вы активно включите в процесс объяснения, мимику и жесты. Ребёнок, с весьма ограниченным словарным запасом, находится в таком же положении, поэтому, общаясь, сами активно включайте жестикуляцию, иллюстрируя понятийную основу слова.

О мимике хочется сказать особо. Понаблюдайте за вашим малышом. Какое количество информации он передаёт мимически? Общение — двусторонний процесс. Если при произношении нового слова ваше лицо не бесстрастно, то ребёнку гораздо легче понять смысл этого слова.

Реклама

О пространстве. Нас интересуют два вида пространства. Первое — интимное, от 0 до 0,5 м. Именно на таком расстоянии проходит доверительный контакт. В это пространство мы допускаем только самых близких людей. Второе — межличностное. Его параметры — 0,5—1,2 м. Чем меньше расстояние между вами, тем легче установить двустороннюю связь. На расстоянии более 1,2 м процесс общения с малышом сильно затруднён.

Секрет любого продуктивного общения — способность ощущать себя одновременно собой и своим собеседником.

Реклама