Как организовать подготовку к школе на прогулке?

Реклама
Грандмастер

Знаете ли вы, что не только удавов можно измерять попугаями, но и слова, скажем, шагами, хлопками, прыжками? А прогулка с малышом может стать самым настоящим путешествием по составленной карте. Сколько времени для регулярных занятий, для развивающих игр! Каждый день 30—40 минут на легкое, непринужденное обучение для подготовки к школе.

Развиваем фонематический слух

Игра «Угадай слово». Произносим слово позвучно, отрывисто, не сливая: ш, к, о, л, а. Произносим именно позвучно, т. е. как слышим: «й, а, б, л, а, н*, а», «д, у, п». Одно слово отгадывает ребенок, другое — вы. Развиваем и анализ, и синтез, для дошкольника важно как «собирание» слова, так и его «дробление».

"Считаем слоги, слова, предложения". Слово можно измерить шагами. К примеру, слово «школа» — это всего лишь два шажочка, «нос» — совсем короткий, а «упражнение» заставит вас шагнуть целых пять раз!

Можно считать слова в предложении, а можно и сами предложения в тексте, например, в известной сказке. Как вы думаете, сколько раз вам придется загибать пальцы, «просчитывая» «Репку»? А «Теремок»? Попробуйте найти самую «длинную» русскую народную сказку.

Реклама

Игра «В слова» — вариант всем знакомых «городов». Усложняем, предлагая подобрать слово, начинающееся на заданный слог. Коро-ВА, ВА-рень-Е, Е-Ли… и т. д. Довольно сложная игра даже для взрослых.

«Ищем звук». Произносим слова, предлагая ребенку хлопком (подмигиванием, подпрыгиванием) определить определенный звук.

Готовим к изучению частей речи

Существительное

Игра «Кто найдет больше предметов». Поочередно называем предметы, которые видим: дверь, тротуар, дерево, куст, клумба, автомобиль, дом, дорога, девочка, куртка и т. д.

Усложняем задание: можно называть только одушевленные предметы или неодушевленные. Предметы мужского рода (определяем местоимением «он»), женского («она»), среднего («оно»).

Реклама

Один/много: книга — книги, дорога — дороги… и т. д.

Прилагательное

Обращаем внимание ребенка, что предметы бывают разные. К примеру, куртки — розовые, синие, черные, легкие, теплые и т. д. Все эти слова — признаки определенного предмета, слова, помогающие нам понять, о какой именно куртке, машине, книге идет речь. Оперируем понятием «признак предмета».

  • Игра «Подбери признак к …»
  • Игра «Сыщики». Найди предмет по признакам. Например: «голубое, безоблачное», «красная, теплая» и т. д.
  • К каким предметам подходят такие признаки: «скользкий, холодный, серый» и т. д.
Реклама

Глагол

Предметы — не бездельники, все они что-то делают. Для обозначения действий есть особые слова. Предметы растут, бегут, стоят, лежат, зеленеют, говорят и т. д.

Подбираем действие к предмету. Дерево — «растет, зеленеет, осыпается, шумит». Вася — «бежит, смеется, играет».

Собираем предложение. Придумываем предмет, подбираем к нему признак и действие.

Занимательная география

Дорога может быть путешествием в волшебные сказки. Оглянитесь, разве вы не заметили, что дерево, растущее на обочине, не совсем обычное дерево, а самое настоящее сказочное? Видите, какие корни — это вход в пещеру, в которой живут маленькие гномы. По ночам они выходят из своей пещеры и раскрашивают листочки желтым цветом. Обратите внимание, сегодня на дереве намного больше золота. Это гномики постарались.

Реклама

Настоящее путешествие должно проходить по карте! Рисуем топографическую карту. Сначала запоминаем основной маршрут и зарисовываем все, что успели запомнить (2 ГИС вам в помощь!).

Реклама

А вот дальше… дальше начинается самое интересное. Берем совсем маленький участок и увеличиваем. Сначала двор — детская площадка, парковка, тротуары, газоны и т. д. Пересчитываем деревья, кусты (заодно и определяем породу), замечаем все заборчики, ограждения, гаражи, сарайчики.

Дома мы составляем карту двора. Осталось измерить длину тротуара, к примеру. Оказывается, в шагах ребенка — двор заметно больше, а самый маленький двор получается шагами папы. Если тема заинтересовала будущего географа, можно продолжить и составить карту всего маршрута.

В дальнейшем, используя эту карту, можно поиграть в инженера: проложить трубы из пункта А в пункт Б с определенными условиями. Нельзя, к примеру, пересекать детские площадки и газоны. Труба должна быть проложена самым коротким маршрутом. Разумеется, стоит учитывать все постройки на ее пути.

Реклама

Ваш ребенок освоил измерения и хорошо ориентируется в числах? Готовим небольшую линейку, палочку длиной в 10 см. Измеряем небольшие предметы: высоту вазона для цветов, участок заборчика, длину скамейки. Считаем, сколько наших шаблонов уместилось, и определяем длину присчитыванием: раз 10, два 10 (двадцать), три 10 (тридцать) и т. д. Меняем шаблон, на, скажем, 5 см. Оформляем в практические задания: какой длины потребуется доска для скамейки?

Реклама

Можно присчитыванием посчитать количество квартир в доме. На каждом этаже по 4 квартиры. Всего в доме 9 этажей и 3 подъезда. Считаем сначала количество квартир в каждом подъезде: раз — 4, два — 8, три — 12… Получаем 36 квартир в подъезде. Дальше присчитывание по 36 (для тех, кто освоил сложение двузначных).

Чуточку креатива — и вы убедитесь, что даже самое скучное занятие по развитию способностей можно сделать необычайно увлекательным и полезным. Помните, не бывает плохих учеников, есть бесталанные учителя.

Реклама