Во-первых, это наиболее распространённые буквы в алфавите. Во-вторых, их произношение обычно не вызывает затруднений, и обучать можно на этапе «неправильной речи». В-третьих, название букв соответствует произносимым звукам. В-четвертых, гласные буквы — основа слияния, без них невозможно составить ни одного слова.
Перед тем как приступить к методике ознакомления с буквами, мне хотелось обговорить еще ряд условий для успешного обучения чтению.
Для знакомства с буквами нам необходим дидактический материал. Я не советовала бы родителям на раннем этапе обучения вывешивать алфавит. Дети будут изучать буквы поэтапно, и найти знакомую букву будет довольно сложно. Довольно большой объем букв может испугать малыша, вселить в него неуверенность в собственных силах. Так что алфавит — пособие полезное, но на последующих этапах.
Вместе с тем у ребенка перед глазами постоянно должны находиться буквы, которые он уже знает. Приготовьтесь к тому, что в вашем доме теперь будет довольно много пособий, картинок, схем, развешенных по стенам.
Я посоветовала бы родителям сшить наборное полотно, которое активно используют учителя начальной школы. Это кусок ткани с нашитыми прозрачными карманами, куда мы и будем вставлять выученные буквы. Нам потребуется разрезная азбука или карточки с буквами, которые легко изготовить самостоятельно. Хорошо иметь кубики с буквами.
Есть методика Зайцева: обучение происходит с помощью кубиков, на которые нанесены буквы и слоги. Эти кубики заполнены различными материалами, что позволяет им издавать
Если у вас нет кубиков Зайцева, которые тоже весьма несложно изготовить самостоятельно, заполнив имеющиеся разным наполнителем и наклеив букву, можно воспользоваться непрозрачными баночками, мелкими коробками, проявите фантазию. Главное, не перепутать наполнители.
Кубики Л, М, Н, Р, Й, Б, В, Г, Д, Ж, З должны быть звонкими, а кубики Х, Ц, Ч, Щ, П, Ф, К, Т, Ш, С — звучать глухо.
Есть еще одно, на мой взгляд, очень удачное пособие, которое не просто учит детей буквам и их классификации, но подготавливает вашего малыша к письму. Над его созданием придется потрудиться.
Вырезаем из картона или ламината довольно большие буквы (7−10 см). Гласные буквы красим в красный цвет. А вот с согласными придется поработать. Буквы Ж, Ш, Ц просто красим в синий, помним — они всегда твердые. Буквы Ч, Щ, Й оклеиваем поролоном и обтягиваем зеленой тканью с двух сторон. Остальные буквы с одной стороны оставляем синими твердыми. А с другой оклеиваем поролоном и зеленой тканью.
Первые буквы
Теперь мы готовы приступить непосредственно к обучению буквам. Первая буква, конечно же, «А». Ребенку показывают ее написание. Помните, на первом этапе мы обучаем только простым печатным буквам, с прописными познакомим чуть позже, когда будем работать с алфавитом.
Детям показываем написание этой буквы и спрашиваем, на что она похожа. Этот вопрос включает ассоциативное восприятие и помогает быстрее запомнить написание. Каждый раз надо играть в игру «на что похожа буква». Хорошо бы дорисовывать эту букву до картинки.
Например, буква А похожа на лестницу, вот и нарисуйте лестницу — А. Похожа на столб электропередачи — дорисовывайте столб. Дайте ребенку вырезанную букву, пусть его пальчики запомнят ее написание.
Полезно выучить стишок про эту букву:
Всем известна буква А —
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла —
Превратилась в букву… (А)
Нарисуйте акулу «А».
Большая буква «А»:
Сестра читать умеет —
И с самого утра
Читает или пишет
Большую букву «А».А если в город выйдет —
Всю улицу пройдёт,
Все вывески осмотрит
И букву «А» найдёт.АЭРОФЛОТ, АПТЕКА,
ГАСТРОЛИ, ГАСТРОНОМ.
Забралась наша буква
Почти на каждый дом!Своим глазам не веря,
Сестра мне говорит:
— Смотри,
На остановке
Автобуса стоит!На каждой остановке
Автобуса, одна,
На жестяной дощечке
Сияет буква «А».Пока мы к дому едем
С сестрёнкою вдвоём,
Мы букву «А» читаем,
Мы букву «А» поём.А дома сразу с полки
Букварь она берёт
И видит — воют волки,
Огонь в печи поёт.Но ей совсем не страшно,
Одним увлечена:
Она на всех страницах
Читает букву «А».И эта «А»! И эта!
А эта — покрупней!
Пусть только эта букваРеклама
Пока знакома ей.Пусть карандаш неловко
Сжимая в кулаке,
Одну лишь эту букву
Рисует на листке.Забыт и заяц в поле,
И волк с лисой в лесу —
Лишь буква «А» шагает
По белому листу.Застыли карусели,
Стоит на речке лёд.
Лишь буква «А» по полю
Без устали идёт.Столбами при дороге,
Идущими с бугра,
Рисует эту букву
Упрямая сестра.Пусть криво, неумело —
Толкни и упадёт —
Хромая то и дело,
Та буковка идёт.Пускай она кривая —
Не страшно, не беда,
Зато она — живая
Большая Буква «А»!
С. Козлов
Малышу надо сразу же объяснять разницу между буквой и звуком: «Мы сегодня выучили букву А. Буква А обозначает звук А, который можно пропеть. Давай с тобой споем: А-А-А».
Хорошо поиграть в игру «Найди звук». Надо произнести несколько слов со звуком А в начале, в конце, в середине. Предложите ребенку хлопать в ладоши, когда он услышит А. Игра направлена на вычленение из речи определенного звука, в нее надо играть как можно чаще.
На прогулке обращайте внимание ребенка на вывески, где встречаются выученные буквы.
Буквы О и У
Занятия строятся по той же схеме. Показываем букву. Играем в игру «На что похожа». Даем изучить вырезанную букву. Гласные обязательно пропеваем. Рисуем картинки с этой буквой. Учим стишок.
Буква О — луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.Нам От буквы О привет
Шлют ОкошкО и Обед,Реклама
ОдеялО и Очки
И над дОмОм ОгОньки.
Находим спрятанные звуки (не забывайте, что мы ищем звуки, а в некоторых словах при написании буквы О произносится А, поэтому звуки ищем под ударением).
Ищем букву О на вывесках.
Потом по той же схеме учим еще одну гласную — «У».
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Теперь ваш ребенок знает уже три буквы. На каждом следующем занятии мы обязательно проверяем выученные ранее буквы. Теперь можно провести множество игр. Например, «Какая это буква», когда взрослый в произвольном порядке показывает букву, а ребенок отвечает. Можно приготовить текст, набранный печатными буквами. Предложите малышу подчеркнуть знакомые буквы или какую-то определенную букву.
Ох, уж эти согласные!
Вот и пришло время познакомить вашего малыша с первой согласной буквой. Приведу пример знакомства с
Ребенку показываем эту букву и спрашиваем, на что она похожа. Помните, это обязательное условие хорошего запоминания. Рисуем ассоциативные картинки.
Если у вас есть вырезанная буква, то обязательно совершаем путешествие пальчика по ней. Водим пальчик ребенка так, как будто он пишет эту букву. Можно сравнить это упражнение с каруселью для пальчика. Усложните задание, предложите ребенку завязать глаза и провести пальчиком, не сбившись. Не забываем, что мы постоянно говорим об изучении буквы «эм», с помощью которой записывают звуки «м» и «м» — твердый и мягкий.
Теперь самое трудное — надо объяснить ребенку слияние согласного и гласного. Хочу предложить вашему вниманию прием, который значительно облегчит понимание этого процесса.
Нарисуйте речку с руслами. Положите на первый ручеек букву «М». И рассказывайте сказку: «По зеленому лугу тек ручеек, который назывался «М» (произносите звук протяжно — мычание). Навстречу ему тек другой ручеек с именем «А» (потяните звук и положите букву «А»). Когда они встретились, то получилась большая речка. Теперь она называлась «МА».
Протяните слияние. Ребенок должен услышать его. Потом можно продолжить сказку: «В речку „МА“ влилось еще два ручейка — „М“ и „А“. Теперь речка стала называться МА-МА». Повторите эту сказку несколько раз, добиваясь самостоятельного слияния звуков.
Теперь настало время чтения слогов с уже изученными буквами (МО, МУ). Предложите ребенку самостоятельно составить эти слоги из букв.
Хорошо, если теперь вы повесите эти слоги над кроваткой ребенка. Активнее используйте этот прием. Малыш постоянно видит изучаемый материал и легко его запоминает. Аналогично строится обучение детей другим согласным.