Мы часто сетуем на снижение уровня образования, справедливо сетуем. Но что стоит за нашими претензиями? Желание делегировать ответственность или всё же желание помочь своему ребёнку? Даже ответственным родителям трудно сориентироваться в потоке псевдопедагогической литературы, в самом смысле обучения.
Удивительно, но при доступности материала, при таком количестве различных методик речевые навыки детей снижаются, всё больше детей с логопедическими проблемами, дислалией, дислексией, дисграфией. Страшные термины? Намеренно ввела их в текст статьи, чтобы развенчать родительский ужас перед специфическими понятиями.
Дис — недостаток чего-либо. Дислалия — нарушение произношения при отсутствии физиологических нарушений, дислексия — нарушение способности обучению навыкам чтения и письма при сохраненной способности к обучению (т.е. опять-таки речь идет о физиологическом здоровье). Дисграфия, соответственно, неспособность к письму.
Так почему столько детей столкнулось с этими проблемами?
Давайте вместе перенесемся в наше далекое детство. Вспомните мир неспешных сказок, тихих дворов, редких автомобилей, уютных вечеров с близкими, мир без гаджетов, реклам, мир погружения.
Сколько звуков сейчас окружает малыша с самого рождения, сколько динамично сменяющихся шумов выделяет его слух. Физиология современного младенца работает на пределе сил, вычленяя, отождествляя звуки в соблазнах постоянного переключения слухового внимания.
Между тем уже на 3−4 неделе жизни у ребёнка появляется сосредоточение не только на сильных звуках, но и на речи взрослого. К 5 месяцам ребёнок узнаёт голос близких, различает интонацию. С 6−7 месяцев появляются лепетные слоги, которые к году соединятся в простые слова. К 2 годам ребёнок изъясняется предложениями, состоящими из 2−3 слов. В лексиконе появляются прилагательные, местоимения. Речь становится активным коммуникативным инструментом. Считается, что именно тогда
- Так что же такое фонематический слух? Это способность слышать, различать речь, основные структурные единицы — фонемы.
С 3 до 5 лет идет формирование фонематического восприятия. Это время, когда происходит дифференциация звуков из речи, время воспроизведения услышанного. К этому периоду должно сформироваться правильное произношение звуков.
«Пеемоориикаке…» Сейчас я пыталась, разумеется несколько утрировано, воспроизвести то, как слышит ребенок с нарушениями фонематического слуха. Усложним. «Кремабокадоаваскооло?» Это математическая задача, которая требует действия. Представьте, как страдают мыслительные операции при плохом речевом слухе, а это значит, что и мышление ребёнка формируется с задержкой.
Так как же помочь своему малышу? Перейдём от теории к практике.
Важно научить ребёнка слушать неречевые звуки, основу формирования фонематического слуха. Для этого как можно чаще слушаем тишину. Соревнуемся, кто больше услышал посторонних звуков: скрип двери, разговор соседей за стеной, шум автомобиля, звук льющейся воды
Множество игр на определение звуков с завязанными глазами. Сделайте простое пособие, наполнив баночки различными крупами, галькой, металлическими гвоздиками, болтами. Отгадываем, что звенит. Стараемся выделить глухой и звонкий звук. Слушаем, какие звуки издают различные материалы при постукивании: кастрюля, стекло, дерево.
Выделяем звуки на прогулке, вычленяя из общего шума. Слушаем, как скрипит ветка, как звучат шаги на льду, по снегу, асфальту, грунту. Подбираем определения: глухо, звонко, тихо, мягко
Прослушиваем звуковые файлы (пение птиц, звуки животных, природных явлений). Придумываем сказку к звуковому файлу.
Игры для формирования речевого слуха:
- Хлопаем в ладоши на определенном звуке. По аналогии берем из вазочки 1 ягодку, конфетку, проч. при звуке «З». Ошибаемся — возвращаем в вазочку. Важно, что звуки, которые определяем, должны звучать четко, без оглушения и озвончения, гласные — в ударном положении, безударные проговариваем четко.
- Различные варианты игры в «города»: придумать имена, начинающиеся на «н», животных на «с», растения на «к»Реклама
и т. д. Усложняем. Имена с последней «а», любые предметы, название которых оканчивается на «ш». - Игра «где живет» — найти место звука в слове. Например, шуба, корешок, мышь.
- Игра-бродилка «найди клад». На этапе, пока ребенок не учится читать, дается задание найти спрятанное в предмете, у которого в названии в середине «з» (помним, что на данном этапе звуки должны быть в четкой позиции, в данном случае — перед гласной). Не забываем положить сюрприз в вазу. В следующий раз прячем в диван и предлагаем ребенку отыскать место, которое звучит: д-и-в-а-н (позвуковое произношение, без слияний, именно так как слышим). Ребенку, обучающемуся чтению, можно организовать большую ролевую игру поиска сокровищ, когда каждое следующее задание прячется в заветных местах.Реклама
Обратите внимание на разделение речи на предложения, предложения — на слоги. Определяем хлопками конец предложения (слоги). Составляем предложения по картинке с заданным количеством слов. Используем картинки для поиска слов с заданным звуком, с определенным количеством слогов
Знакомим со звучанием глухих и звонких, мягких и твердых.
Проводим тестирование. Дети с хорошо развитым фонематическим слухом легко различают парные звонкие-глухие (га-ка, са-за
Для справки: в произнесении звонких звуков участвует голос. Для определения положите ладонь на горло, при звонких вы почувствуете вибрацию.
Развитие фонематического слуха — необходимый этап раннего развития ребёнка.