Раннее развитие ребенка. Математика для годовалых - возможно ли такое?

Реклама
Грандмастер

Вашему ребёнку уже год, а это значит, наступило время развивать у него математические представления. Предвижу возражения родителей, которые отождествляют математику только с арифметическими действиями. Между тем многие физиологи утверждают, что именно в год у ребёнка начинается «математическое» время, время развития главных мыслительных процессов — анализа и синтеза, время активного познания мира.

В этот возрастной период малыш узнает свойства различных предметов, устанавливает причинно-следственные связи. Конечно же, занятия с детьми обязательно проходят в играх, лучше, если это будут подвижные игры или прогулки.

Первые математические понятия, которые вводятся в лексикон ребёнка — отличительные признаки предметов: большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий и т. д. Малыш осваивает пространство, ему уже понятны такие определения, как верх-низ, впереди изучение сторон: левой и правой. Играя в кубики, пирамидку, ребёнок узнает и первые геометрические фигуры. Поэтому первые занятия математикой направлены на соотнесение предметов, выделение их свойств, отработку понятий «большой-маленький». «Дай мне маленький кубик. Положи на стул большой мяч»

Реклама
и т. д. Во время прогулки можно сравнивать деревья, машины, дома.

Многие родители сетуют на то, что малыш постоянно разбирает, ломает игрушки. Возможно, их утешит тот факт, что во время таких манипуляций у него развивается очень важная мыслительная операция — анализ. Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Именно поэтому для ребёнка важны разборные игрушки — пирамидки, конструкторы, кубики. Собирая целое из частей, мы развиваем противоположную операцию — синтез (объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое).

Реклама

Разбирая и собирая пирамидку, малыш учится классифицировать предметы по размеру и цвету. Полезно учить его соотношению предметов. Проведите ролевую игру «В гости». Вырезаем несколько цветных кружков, рассаживаем игрушки и начинаем игру:

К мишке пришли гости. Расскажи, кто пришёл к мишке? Он угощает гостей печеньем. Лисичке он дал красное печенье (пусть ребёнок положит красный кружок лисичке), кукле — жёлтое, и т. д.

Игра «Найди одинаковое». Перед ребёнком раскладывают различные предметы, среди которых есть парные. Лучше, если это будут как игрушки, так и предметы обихода, одежда (кубики, носочки, ложки и т. д.). Малышу предлагают найти одинаковые предметы.

Подготовка к порядковому счёту

Реклама
. Малыш ещё не умеет считать, но он уже хорошо ориентируется в пространственных отношениях (за, перед, после). Русские народные сказки могут стать хорошим подспорьем в обучении математическим представлениям и развитии способностей.

Играем в «Репку». Можно вырезать фигурки героев из бумаги, тогда игра получится более динамичной. Рассказываем сказку и выкладываем репку, дедку, бабку… Обращаем внимание на то, что репка выросла большой.

Рассматриваем полученную картинку. Кто пришёл за дедом? Кто пришёл за бабкой? Кто стоит перед Жучкой? За кем стоит внучка? Кто пришёл последним? Кто самый большой? А кто самый маленький?

Реклама

Подобным образом можно поиграть в «Теремок», «Колобок». В повседневных предметах понуждайте малыша находить большие и мелкие предметы, искать одинаковые, раскладывать по порядку. Посмотри, какое большое яблоко. А это яблоко — маленькое. Положи грушу после яблока, а апельсин перед яблоком. Найди одинаковые ложки. А теперь положи рядом с каждой ложкой вилку. И так далее.

Во время игр важно объяснить малышу, что количество не зависит от размеров предмета. Чем раньше вы познакомите малыша с математикой, тем успешнее будут проходить дальнейшие занятия по раннему развитию.

Реклама