Какой заголовок лучше и как его придумать?

Реклама

Иногда заголовки наших статей — это единственное, что читает посетитель сайта. Увы, такова реальность, и ура! — у нас есть шанс сделать так, чтобы вредный посетитель открыл-таки и прочитал всю статью.

Сразу оговорюсь, во избежание недоразумений: 1) приводимые ниже советы касаются заголовков не только к статьям, но и к другим письменным трудам; 2) у «Школы Жизни» четкое требование: заголовок должен быть в форме вопроса, — я же буду говорить о требованиях к заголовкам вообще, надеясь, что эти сведения пригодятся и авторам «Школы Жизни». Ну и хватит предисловий, перейдем к делу.

Все советы на этот счет сводятся к следующим: заголовок должен вызывать интерес, быть кратким и выразительным, но самое главное — он должен как можно лучше отражать содержание статьи.

Реклама

Вопрос: какие заголовки вызывают интерес? Ответ:

1. Необычные: «Гастрономическая Камасутра, или Как китайцы страсти разжигают?»

2. Шутливые: «В здоровом теле — большой живот! (Как же всё-таки…)»

3. Содержащие:
а) интригу (в идеале читатель должен воскликнуть: «Шутка, что ли?» «Чего вдруг?», «Как это?» — и кинуться искать ответ в статье). Примеры: «Могут ли Лена и Кама пересечься в Армении?», «Как извлечь выгоду из унитаза?»

б) прямой вопрос. Это ясно, однако и тут не удержусь от пояснений: во-первых, вопрос должен быть предположительно интересен читателю. Насчет «во-вторых» мнения расходятся: одни считают, что ответ на поставленный вопрос не должен быть очевиден. Другие уверены, что… позвольте привести цитату из интереснейшего комментария Лауры Ли к статье «Какие ошибки делают новоиспеченные авторы ШколыЖизни.ру?»:

Реклама

«Первое правило американских газетчиков — в названии статьи уже должен быть кусок ответа: „Северная Корея: уран отступает“. Люди читают позаголовочно. Если им интересно, как уран отступает, они пойдут дальше читать. Если не интересно, они уже схватили информацию и знают, что корейцы попятились. Задача выполнена. Идти по типу „что-случилось-в-Нэшвилле?“ А что там случилось, пофиг мне этот Нэшвилл и что там случилось. Да, приманчива интрига, но не всегда оправдана, поэтому и приходится авторам или ставить альтернативный вопрос (Случайность или закономерность?), или идти по пути жевания мякинных „Что мы знаем?“, „Как приготовить?“, „Как нам реорганизовать Рабкрин?“ и пр. Конечно, это заставляет выкручиваться в рамках игры (Речь идет о требовании ШЖ к заголовкам — они должны быть в форме вопроса. —

Реклама
Г. М.), и это само по себе интересно. Но, на мой взгляд, это приводит к тому, что многие статьи остаются непрочитанными, так как в названии и намека нет на изюминку ответа».

От себя добавлю, что сказанное больше применимо к заголовкам для жанра заметки, но давайте я лучше продолжу список того, что еще может содержать заголовок, вызывающий интерес:

в) призыв: «Как вы относитесь к неудачам, или Станьте „везунчиком“!»

г) иронию: «Какая бывает логика, или Квантором — по оппоненту!»

д) имя знаменитости или титул: «Кто скрывался под псевдонимом О. Генри?», «Когда умер король рок-н-ролла?», «Что такое „закон прецессии“, или Как я не пообедал с Биллом Клинтоном…»

е) известную фразу, выражение

Реклама
(возможно, с некоторыми изменениями, но вполне узнаваемые): «Где обедал воробей?», «Снеси меня домой, у меня ножки болят…», или Чем можно помочь больным ногам?".

Перечисленное выше не отменяет аксиомы: лучший заголовок — это тот, который точнее всего отражает содержание материала. Иначе говоря, он должен давать представление о тексте еще до ознакомления с ним. Отсюда советы:

1. Заголовок должен состоять в основном из ключевых слов статьи. Это, наверное, не требует пояснений, но я с ними всё-таки влезу: если статья об алмазах — подайте это слово в заголовке!

2. Ключевые слова должны быть подобраны так, чтобы они выражали содержание заключенных в них понятий однозначно. Это ясно: многозначные слова и конструкции влекут за собой различное толкование. («Какие тайны скрывают английские замки?» — догадайтесь, о замкАх или зАмках пойдет речь? А как вам такой заголовок: «Души прекрасные порывы»? — этот шедевр уже не наш, это славные газеты «Советский спорт» и «Советская культура» однажды отличились.)

Реклама

При этом:

3. В заголовке не должно быть непонятных слов: новых терминов, диалектизмов, профессионализмов. Исключение: заголовки, обещающие раскрыть значение этих самых непонятных слов: «Что такое Пурим и пуримшпиль?». А впрочем, иногда советуют, наоборот, использовать какие-нибудь экзотизмы, хотя и с оговоркой, что такой заголовок непременно должен быть связан с темой материала: «Кто юзал мой писюк?» (название статьи о появлении в языке новых слов).

4. Заголовок должен быть лаконичным (не более 5−6 слов), в нем не должно быть сложных конструкций (причастных и деепричастных оборотов, придаточных предложений, вводных словосочетаний). Короткий заголовок лучше воспринимается и запоминается. (Тут внимательный читатель должен строго указать мне, что не все примеры, приведенные выше, отличаются краткостью. Упрек справедливый, но для авторов интернет-журнала «ШколаЖизни.ру» длинный заголовок — иногда единственный способ совместить в нем привлекательность и вопрос.)

Реклама

Относительно недавно в качестве заголовков стали использовать абсолютный конец публикуемого материала. Например, заметка под названием «Беда миновала», сообщив о некоем тревожном событии и о его благополучном исходе, заканчивается повторением слов заголовка: «Беда миновала».

Реже в качестве заголовка используют начало текста: уж слишком близко они расположены, а повторение одних и тех же слов, да еще соседних, производит неприятное впечатление. Пример: заметка «Потеснили орлов» так и начинается — «Потеснили орлов на горных перевалах работники общепита…».

Чтобы избавиться от подобных повторений, иногда выделяют шрифтом первые слова текста, которые становятся одновременно и заголовком. Например:

Реклама

АРЕСТОВАН ТЕРРОРИСТ
по имени Парамджит Сингх… и т. д.

Самым большим недостатком заголовка считается, а точнее, является, его несоответствие содержанию, отсутствие в нем необходимой информации о тексте.

Например, заголовок «Где находятся богатейшие залежи на нашей планете?» не отражает содержания статьи, в которой говорится об огромном творческом потенциале человека. Невозможно догадаться, о чем пойдет речь в статьях под названиями «А где же стимул?», или «Неоконченный диалог или зависимость? Да. Но от чего?», или «Что это такое?», или «Мир, Дружба, Жвачка!». Не торопитесь отправлять в журналы или выкладывать в интернет-изданиях статьи с подобными заголовками, не останавливайтесь на первом, что пришел в голову. Побудьте хоть ненадолго великими: говорят, Э. Хемингуэй придумывал до двухсот (!) названий к одному рассказу. Заголовки к статьям требуют отнюдь не меньшего внимания.

Вы еще здесь? Получите бонус! Если вам трудно придумать удачный заголовок, воспользуйтесь секретным адресом, где можно бесплатно скачать программу «HeadLiner/Заголовщик» 3.01 (демо-версия).

Удачи!

В статье использованы сведения из книг:
1. З. Д. Блисковский. Муки заголовка
2. Н. П. Колесников. Стилистика и литературное редактирование
3. В. Шинкаренко. Как писать в газету

Реклама