Согласитесь, в душе каждый из нас именно так и рассуждает. Нет, конечно, мы делаем поправку на погоду, на освещенность, на фотоаппарат (в смысле, модель чтобы понавороченней была, чтобы функций побольше; ведь если много функций, он же сам за нас соображает, практически — вместо нас!).
Но возражу словами из известного фильма: «…да и это, пожалуй, не главное. Тут важна… комбинаторность!» Ведь посмотрите, как мы снимаем! Выбрав какую-то композицию (природную, архитектурную) вместо фона, мы, радуясь, как дети, зачастую редко представляем себе, как на этом фоне будет смотреться конкретный человек.
Я имею в виду и цветовую гамму (чтобы платье или рубашка не сливались со стеной), и саму композицию. Далеко не всегда фон сочетается с передним планом! Сама по себе девушка в легком летнем платье чаще всего на фотографии смотрится хорошо. Но та же самая девушка и в том же платье, но на фоне памятника жертвам репрессий смотрится несколько нелепо. Об этом, конечно, многие могут спорить, но тут, скорее, речь идет о какой-то внутренней культуре.
Другой пример. Сама по себе фотография свалки еще ни о чем особенном не говорит. Может, вы хотели запечатлеть какое-нибудь вопиющее безобразие! Почему бы нет? Но если вы сами позируете на фоне той же свалки, то это может навести на странные мысли. (Например: не вы ли это всё устроили?) Примеры можно продолжить…
Если за спиной вашего друга или подруги находится столб, узор на здании, просто дерево, наконец, то при фотографировании это может превратиться в некое «украшение» на голове вашей жертвы. Вряд ли он (она) этому обрадуется. Не забывайте, пожалуйста, что снимок все равно будет плоским, как бы мы не старались, поэтому очень важно, чтобы некоторые детали фона не превращались (на снимке) в детали человека. Понятие перспективы еще никто не отменял, а кроме видимого уменьшения более удаленных объектов надо помнить и о том, что сами объекты при этом располагаются один за другим при перенесении их изображения на плоскость. Практически накладываются друг на друга.
Возможно, очень многим довольно сложно представить, что попадет на фото из окружающего, а что нет. Воспользуйтесь старым приемом. Просто сложите из пальцев рамочку и посмотрите через нее на предполагаемый объект съемки. Понравилось то, что увидели? Тогда переходите непосредственно к съемке. Если же в рамке есть что-то лишнее, то, возможно, достаточно всего лишь слегка переместиться в сторону.
Что касается рамки, то с ней связан еще один интересный эффект. Во времена пленочной фотографии это было не так заметно, с появлением же цифровой все усложнилось. Речь идет о яркости и контрастности. Матрица, на которую проецируется изображение в цифровом фотоаппарате, очень сильно отличается от фотоэмульсии на пленке. Начиная от самих процессов получения изображения и заканчивая способами передачи этого изображения как на матрицу, так и дальше — на фотоотпечаток.
Новомодное слово «центровзвешенный» у новоявленных фотографов вызывает ступор, поэтому постараюсь объяснить его на простых примерах.
В тот момент, когда вы заглядываете в окошко (или на экранчик) фотоаппарата, обратите внимание на то, какую часть от всего кадра занимает то, что собственно вы снимаете. Объект, как правило, должен занимать никак не менее двух третей всей площади. Только в этом случае можно сказать, что вы снимаете именно то, что получается на фото.
Сегодня развелось столько художников со своим видением мира… Для них кадры типа «я на фоне…» — обычное явление. Так вот, фон фону — рознь! Если он слишком ярок, то это испортит весь кадр. Навороченные «мозги» фотоаппарата слегка затенят снимок. Но если для яркого неба (например) легкое затенение пройдет незаметно, то для других объектов это грозит тем, что на снимке вы увидите только темный силуэт.
Напоследок еще одна деталь цифрового фотографирования. В принципе, я знаком с нею давно, но особенно резанула она совсем недавно, в августе. Просто решил сфотографировать вечернюю Москву. Летом здесь всегда полно приезжих, и каждый пытается на память получить какой-нибудь эффектный снимок. На Охотном ряду народу всегда много. Вечером не становится меньше. Наверное, даже наоборот.
Итак, к девяти начинает потихоньку темнеть. Включается ночная подсветка зданий. Что и говорить — красиво! И вот толпа новоявленных фотохудожников начинает щелкать фотокамерами и сотовыми. Собственно, и я за этим пришел. Вот только у многих присутствует одна и та же ошибка. При съемке удаленных объектов ночью и вечером вспышку надо отключать!
Дело в том, что у многих на аппаратах выставлен автоматический режим. При этом в темноте вспышка — обычное дело. Беда только в том, что выдержка и диафрагма у аппарата рассчитаны на то, что вспышка обязательно осветит объект, и все будет в порядке. Но вспышка для этого очень слаба и, естественно, не может этого сделать. Снимок получается ужасным. И краски не те, и четкость, и яркость. Одним словом — брак. А вот при отключенной вспышке аппарат сам подбирает нужные параметры.
Тут, правда, есть еще и другая проблема. Нужна опора (лучше — штатив) для фотоаппарата. В противном случае все размазывается. Кстати, людей так фотографировать не получится, только неподвижные объекты.
Ну вот, опять не получается рассказать обо всем. Наверное, придется продолжить. Но это уж в следующий раз…