Если у человека есть музыкальный слух, то он может подстроить или настроить гитару по слуху — сначала «струна к струне», а потом, наигрывая какую-либо мелодию или аккорды, замечать, какая струна звучит неверно и регулировать её натяжение. Если есть так называемый «абсолютный слух», то, в принципе, такой уникум может настроить каждую струну отдельно и независимо от других… но это лирика. В жизни всё не так идеально.
Давайте попробуем исходить из того, что у человека нет слуха. Значит, ему бесполезно объяснять, что между струнами (кроме 2−3) должна быть кварта, а между 2-й и 3-й — большая терция. Да и не надо это. Понятно, что каждая струна должна звучать как некий эталон.
Самое простое — скачайте компьютерную программу. Есть такая — вводите номер струны, играете её в микрофон, а компьютер «говорит» — сильнее или слабее натянуть струну. Потренируйтесь — программа неплохая… но компьютер не всегда под рукой.
Второй способ — использование резонанса. В физике есть явление такое — резонанс. Суть его в следующем: каждая струна имеет свою частоту колебаний. Эта частота зависит от силы натяжения и материала струны, и определяет звук, издаваемый струной. Если же соседняя струна звучит с некоторой частотой (следите за мыслью), то на нашу струну через воздух и корпус гитары воздействуют импульсы (звуковые волны и колебания корпуса) с частотой, равной частоте колебаний соседней струны. Если частота этих импульсов равна собственной частоте струны, то наша струна начнёт вибрировать с той же частотой, что и соседняя струна. Мы даже можем аккуратно прижать пальцем соседнюю струну и послушать «эхо» — звучащую «нашу» струну.
Итак, если компьютера под рукой нет, то используем такую схему:
1-ю струну настраиваем по ощущениям — просто, чтобы она была достаточно сильно натянута и в то же время не резала пальцы при зажимании на 7−10 ладах. Подстраивать первую струну под какой-то эталон имеет смысл только если вы играете одновременно с другим инструментом. Для простой игры достаточно просто её натянуть.
Остальные струны — по нижеприведенной схеме (см. рисунок). Сначала поочерёдно, от 2-й к 6-й струне, зажимаем струну на том ладу, где стоит жёлтая точка и методом «резонанса» сравниваем с соседней струной (например, 2-я струна на 5-м ладу = 1-й струне, 3-я на 4-м = 2-й и т. д). Разумеется, подтягиваем или ослабляем зажимаемую струну, а не свободно звучащую.
Итак, допустим, настроили все струны. Потом повторяем процедуру сначала. Дело в том, что при натяжении одной струны все остальные ослабляются (не сильно, конечно, но на звук влияет). Прошли второй раз — можно посмотреть третий. Это не займёт много времени, но настройка будет уже почти безукоризненной. Теперь смотрим согласование струн «через одну». Зажимая струны там, где стоят голубые точки, мы должны получить звук струны, следующей за соседней (-2 струны). Например, 3-я струна на 9-м ладу = 1-й струне,
Здесь, как видите, слух не требуется — смотрите просто, чтобы струна дрожала — и дело в шляпе. Но всё-таки попробуйте ещё и такие косвенные проверки:
1-я и 6-я струны должны звучать «приятно» — не резать слух. Их отделяют 2 октавы, а любые звуки через октаву звучат гармонично, в некотором роде одинаково. Именно поэтому должен получиться «гладкий» звук при сравнении первой струны и 4-й, зажатой на 2-м ладу. 5-я струна с первой тоже не должны резать слух.
Интересно, насколько это применимо… Как вы думаете? Интересно также мнение тех, кто умеет настраивать гитару…