Медиаобразование: нужно ли оно?

Реклама

Изучение медиа — достаточно популярное направление в сфере современного образования. Однако вопрос «Необходимо ли медиаобразование?» все еще вызывает немало споров. Какова же роль этого направления и действительно ли современное общество нуждается в нем?

В настоящее время даже простое общение практически невозможно без какого-либо проявления «медиа». И в этом нет ничего плохого, за исключением снижения уровня живого, естественного контакта между людьми. И старшее поколение это волнует куда больше, чем молодежь. Но отказаться от технологий подобного рода сложно, и решаются на это немногие.

Довольно широко распространено мнение о том, что использование различных средств медиа снижает культуру поведения и общения людей. Тем не менее темпы развития данной сферы поражают. Сегодня «медиаискусство» — действительно самостоятельный вид искусства, который превосходит другие по количеству поклонников.

Выбор будущей профессии также является хорошим показателем уровня развития и перспективности какой-либо сферы деятельности. Ведь молодые люди делают его, опираясь на актуальность и востребованность той или иной специализации.

Реклама

В последние годы получить образование именно в медиасфере хочет все большее количество абитуриентов. А приемные комиссии вузов довольно часто сталкиваются с поступающими, возраст которых превышает среднестатистический. Следовательно, медиасфера интересна и актуальна.

Потенциальные работники данной области стремятся стать профессионалами, обладать глубокими фундаментальными знаниями. Поэтому да, медиаобразование необходимо.

Идеологическое давление долгие годы не позволяло медиаобразованию России стать полноценным, самодостаточным направлением. Доступ к различным источникам был затруднен по цензурным соображениям. Однако медиаобразование в нашей стране существует вот уже более 80 лет.

Реклама

Зародилось оно в начале ХХ века. Тогда, осенью 1919 года, в Москве была открыта первая в мире киношкола. Сейчас это ВГИК — Всероссийский государственный институт кинематографии. ВГИК готовил и готовит специалистов по всем основным направлениям, связанным с созданием фильмов, их финансированием, прокатом, анализом в прессе

Реклама
и т. д.

В том же 1919 году в Петербурге возник еще один вуз — Высший институт фотографии и фототехники. В 20-е годы профессионалов в области кино пытались выпускать и другие учебные учреждения, но к началу 30-х они исчезли из-за разного рода экономических и идеологических причин.

Еще одним важным компонентом общего медиаобразования в нашей стране в 20-х годах были киноклубы, любительские кинофотостудии и сеть кружков «юнкоров» (юных корреспондентов). А с 1925 года в России интенсивно работало Общество друзей советского кино. Аналогичные кружки, где показывали, смотрели, обсуждали и снимали фильмы, читали лекции, проводили выставки, работали во множестве городов по всей России.

Реклама

Тогда же, в 1925 году, вышла одна из первых в России книг по проблемам кинообразования — «Кинематограф и дети». Параллельно развивалось медиаобразование школьников и молодежи на материале прессы, радио и телевидения.

А те цели и задачи, ради которых было сформировано это специфическое направление, актуальны и по сей день.

Но нужно понимать разницу между обучением медиа и обучением с помощью медиа. Человек, который обладает знаниями в сфере медиа, способен воспринимать, анализировать и создавать медиатексты. Он понимает, какую реакцию вызовет этот текст в обществе, как он повлияет на культуру людей.

Однако не стоит рассматривать медиаобразование только как направление обучения будущих профессионалов в мире прессы, кино, радио и Интернета. Медиаобразование стало частью общего образования школьников и студентов, ведь это — то неотъемлемое, с чем сталкивается каждый из нас ежедневно, независимо от возраста и рода деятельности. Любому, кто стремится идти в ногу со временем и получать максимальную пользу от уровня технического развития, необходимо иметь хотя бы базовые знания в этой области.

Реклама

Медиаобразование не ограничивается изучением только технических аспектов, правил и законов работы медиа. Оно воспитывает человека, развивает в нем медиакультуру.

Не стоит забывать, что медиа является одним из главных проводников глобализации. За последние 50−70 лет количество пользователей Интернета, телевидения и радио возросло в несколько десятков раз, информационное пространство расширилось многократно. Людям необходимо медиазнание, чтобы активно участвовать в общественной жизни, быстро и правильно воспринимать информацию. Это еще раз доказывает, что образование в этой сфере необходимо для полноценного существования в современном обществе.

Реклама

Сочетание обязательных дисциплины в школах и вузах со спецкурсами, факультативами или кружками — наиболее приемлемый путь медиаобразования.

Кроме того, исследователи в данной области считают, что такой способ обучения поможет человеку уже в юном возрасте развить способности к критическому мышлению, коммуникации, творческому самовыражению и подготовит его к жизни в обществе.

Если люди старшего поколения до сих пор не могут освоить многие информационно-технические блага и стараются не пользоваться ими, то современные дети рождаются в пространстве Интернета и телевидения. Поэтому привить рациональное использование информации и других медиаресурсов — задача не только родителей, но и общества в целом.

Внедрение и развитие медиаобразования — это, прежде всего, развитие творческой и гуманной личности как основы современного общества. А это весьма актуально в наше время.

Реклама