Занимательная болтология, или Сколько тем должно быть в статье?

Реклама

Что вы скажете о всаднике, решившем скакать во всех направлениях сразу? Безумец? Верно. Но не больше, чем автор, решивший раскрыть в статье сразу несколько тем.

И вот ведь досада: всадник из примера так и не тронется с места, пока не выберет одно направление, а количество статей, в которых автор «кроет эрудицией вопросов рой», растет. Хочешь не хочешь — изволь вычитывать из статьи, скажем, о пользе кукурузы — сведения о способах ее выращивания, а из статьи о связи роста мотивации сотрудников с увеличением заработной платы — информацию об источниках прибыли компании.

А может, это хорошо, что автору удается «коснуться до всего слегка»? Да ничего хорошего! Ни одна из затронутых тем в таких статьях толком не раскрывается, да и не может быть раскрыта. Каждый абзац в них — как снег на голову, как обухом по голове. Чувства читателя в этом случае легко представить: вообразите, что вы купили билет на сольный концерт любимого певца, а попали на «сборную солянку» с участием триста лет не нужных вам заплесневелых «звезд», при этом кумир — хорошо, если выскочил в самом начале или показался в конце, а если не появился вовсе? Возможно, какое-то удовольствие вы все-таки получите, но осадок из смеси раздражения и досады останется.

Реклама

Штамп с именем исполнителя на билете подобен заголовку статьи: нет заголовка — нет темы. Он же, заголовок, формирует ожидания читателя, с одной стороны, и алгоритм создания структуры статьи — с другой. Если статья называется «Как стать, быть, слыть… кем- или каким-либо», читатель вправе рассчитывать на четкие рекомендации, а не на чахлый, избитый совет в начале или в конце статьи, посвященной на деле тому, как хорошо, трудно или легко стать, быть, слыть… — это темы для других статей!

Как проверить, сколько тем в статье? Поставьте вопросы к каждому абзацу вашего текста: работает ли он на раскрытие темы, заявленной в заголовке? Не сообщает ли о чем-нибудь другом, не относящемся к данной конкретной теме?

Реклама

Как спасти статью, если после постановки вопросов к абзацам вы обнаружили, что в ней несколько тем? Чаще всего причина многотемья кроется в неудачном заголовке или в нехватке материала. Стало быть, способ избавления от этой напасти — ликвидация лишних тематических ответвлений, изменение заголовка и/или сбор недостающей информации.

Итак, в статье должна быть одна и только одна тема. Соблюдение этого древнего закона позволит вам сэкономить время при сборе материала: ваше внимание, сконцентрированное на одном-единственном вопросе, словно луч прожектора, будет выхватывать из источников только необходимую информацию. В выигрыше окажется и читатель: заинтересовавшись темой, объявленной в заголовке, он получит именно те сведения, которые ему нужны.

Удачи!

Реклама