Вузовские преподаватели всегда призывают готовиться к экзаменам с первого сентября, и в общем-то они правы: если сплошняком читать всю ту муть, которую они понаписали крайне сумбурно, да еще и подчас корявым языком, то на запоминание всего этого действительно потребуется не меньше нескольких месяцев. Но кто из адекватных студентов учит всю эту ахинею безвылазно — и за полгода до ее проверки?
Бывает даже так, что учить не хочется до последнего момента, то есть вот до самого последнего, когда до экзамена остаются сутки, а то и вовсе последняя бессонная ночь, а «шпорами» пользоваться не хочется или не умеется. Вот этим-то героям, не грызущим, но штурмующим гранит науки, и хочется помочь.
При этом, наверное, нелишне будет оговориться: у меня есть опыт успешной подготовки к экзаменам школьников и студентов по данным методикам — именно по гуманитарным предметам (обществознание, право, история, словесность). Что там творится в биологии, математике, астрономии и физике с химией — я понятия не имею. Но вот применительно к дисциплинам гуманитарного цикла представленные рекомендации работают железно, всегда по штампу — и на любую приемлемую оценку, вплоть до «пятерки». Правда, только в том случае, если вы не страдаете от проблем с памятью и если у вас хоть немного развито ассоциативное мышление.
Вот берем в качестве примера школьный учебник по обществознанию. Смотрим, какие разделы включает в себя это самое обществознание. Выписываем названия этих разделов на листок — и заучиваем наизусть (просто названия разделов). Выписывать, подчеркну, обязательно! Далее просматриваем сами разделы и убеждаемся, что они включают в себя главы и параграфы, на основании этого понимаем, чего вообще от нас хотят (ну, скажем, раздел «экономика» изучает производство, распределение, обмен и потребление, все остальное — производно).
Далее — работа по каждому отдельно взятому разделу: заучиваем наизусть и стараемся понять ключевые термины и другую информацию, выделенную в учебнике жирным шрифтом, все остальное вообще игнорируем. Кстати говоря, основная проблема студентов — в том, что они пытаются выучить ненужную муть, коей в учебнике обычно процентов 95. Так вот эту ошибку повторять, тем более многократно, не следует. «Вода» не достойна внимания.
В итоге удивитесь, что любая толстенная книженция, будучи выжатой до капли, как лимон, умещается в блокнотике, раза в четыре меньшем, чем даже ваша лекционная тетрадь. А содержания, необходимого для «пятерки» на экзамене, в нем значительно больше.
Коль скоро мы обратились к обществознанию и к разделу «экономика», то давайте посмотрим, что у нас получилось. А получилось вот что: вам нужно запомнить, что такое экономика, какие есть типы экономических систем, какие есть факторы производства, ну и еще три-четыре закона, выделенных жирным шрифтом. При должной сосредоточенности это час, максимум — полтора, и вы будете знать это все от зубов. Большего с вас никто не спросит, поверьте.
Ровно то же самое — по всем остальным разделам. Крайне желательно под конец оставить сорок минут или час, чтобы проговорить и утрясти выписанные фразы, схемы и, возможно, какие-то зарисовки. Всё, вы готовы к экзамену, вперед!
Подводные камни могут быть по предметам исторического и литературного толка. Очень уж много в них информации, казалось бы, трудно впихиваемой в какие-то схематические зарисовки. Имена, сюжеты, даты… От всего этого голова пухнет! Всегда есть риск перепутать Мамая с Батыем, а Болконского с Ленским. Поэтому при заучивании истории и литературы срабатывает немного другой метод.
Если вы в упор не понимаете и не видите причинно-следственных связей между датами, событиями, именами и фактами, да к тому же то и дело путаете одно с другим, то вам необходимо нарисовать таблицу с парой-тройкой вертикальных полос и с множеством горизонтальных. Вертикальные столбцы — «имя действующего лица», «что делал?» (записываем буквально в нескольких словах), применительно к истории — еще и «дата», можете отдельную табличку выделить для каких-нибудь трудно запоминаемых мирных договоров. Тогда по горизонтали у вас должен получиться понятный вам сюжет.
В итоге вырисовывается предельно компактная табличка по любому произведению, которое не читали, но которое нужно форсированно знать и запомнить, и по каждому блоку исторических событий (ну, там крепостничество, революции, мировые войны, коллективизация, «оттепель», горбачевско-ельцинская демократия и прочее в том же духе).
Если все равно возникает путаница, каждую горизонтальную полосу выделяем определенным цветом и ассоциативно привязываем этот цвет к лицу и событию — в рамках таблицы. Например, Колчак у вас ассоциируется с синим цветом, Врангель — с белым, а Ленин — с красным, можно и как-нибудь наоборот — кому как удобнее воспринимать. Главное — сам принцип, а он работает безотказно.
Кто-то может возразить, что это очень долго и за ночь перед экзаменом ну никак не успеешь. Да ничего подобного!
Как только начнете это делать — увидите, что по литературе запомнить нужно всего десятка полтора базовых литературных произведений (с весьма простым, как выясняется, сюжетом), а по истории — всего несколько крупных блоков событий и фактов, легко изображаемых и увязываемых схематически.
Все эти пугающие и кажущиеся неупорядоченными даты, сюжеты и имена, опять-таки компактно, исчерпывающе и, что важно, оперативно, укладываются в небольшой блокнотик.
Нужно выбрать наиболее существенное и не заморачиваться с ненужным: скажем, применительно к литературе, с Пушкиным, Гоголем, Чеховым, Толстым, Достоевским и Шолоховым придется-таки напрячься, а Шаламова, Рубцова или Вампилова можно вообще проигнорировать. Заучивать надо по таблицам-разделам — и опять-таки нужно оставить сорок минут или час, чтобы все это проговорить в общих чертах и не запутаться на экзамене. И если поднапряжетесь в течение всего лишь нескольких часов, то боевая готовность гарантирована!
Повторюсь и подчеркну: такие схемы гарантированно подходят ко всем без исключения предметам гуманитарного толка. И обозначенные методы позволят вам вызубрить и на какое-то время запомнить в деталях учебник любой сложности — максимум за 6−7 часов до часа икс.
То есть за несколько часов до экзамена был «нулевым» и «деревянным», а подготовившись по данным рекомендациям, пришел — и получил «отлично» (или какой-либо другой максимальный балл), ответив на все каверзные вопросы сварливого и придирчивого экзаменатора. Такое более чем реально, если вы, повторюсь, не имеете патологических проблем с памятью и если у вас напрочь не отсутствует ассоциативно-образное мышление.
При этом не надейтесь, что выученная таким образом информация задержится в вашей голове дольше месяца. Ваша цель — исключительно «пятерка» на экзамене, честным путем, без наушников и «шпор». Хотите долгосрочной памяти — действуйте точно по таким же сценариям, просто уделите процессу не 6−7 часов, а, скажем, пару-тройку дней — на каждый соответствующий предмет.
И еще один полезный совет, и совет немаловажный… Слишком часто прибегать к форсированным технологиям я бы все же не рекомендовал: раз-два-три в сессию — еще ничего, а вот от систематических подобных подвигов психика реально перегружается. Такого рода интеллектуальные марафоны, при всей их временной эффективности, допустимы только по очень большой нужде. И непосредственно перед экзаменом крайне желательно все же выспаться.
Удачи и здоровья на сессии!