Где прячутся слабые места российского образования? Начальная школа

Реклама
Грандмастер

Только ленивый не пнул нынче отечественную систему школьного образования, которая, действительно, за последние тридцать лет изменилась до неузнаваемости. Подход к обучению, форма обучения и контроля знаний — это, как говорится, отдельная песня. Технический прогресс, несмотря на все свои плюсы, сыграл с нашими детьми злую шутку: «общение» с проверяющей знания машиной имеет свои неприятные особенности. Я думаю, взрослым людям не нужно объяснять какие.

С появлением электронных дневников в таком виде, как они существуют, система оценки знаний больше не предполагает наличия оценок «с минусом» и «плюсом». В дневнике проставляется «сухой» балл. Таким образом, ребёнок лишается права на случайную ошибку, помарку, учителя лишаются возможности оценивать ученика с учётом их субъективных знаний о его способностях, вынуждены оценивать знания формально: одна ошибка — минус один балл, две ошибки — два балла. В то время как в некоторых случаях субъективность пошла бы на пользу. Атрофируется воспитательная составляющая учебного процесса, например, когда «четвёркой» можно поощрить троечную работу разгильдяя за вдруг проявленное усердие.

Реклама

Тестовая система оценки знаний неплохо зарекомендовала себя там, где предполагается однозначный ответ на вопрос. Например, в математике. Там же, где ответ не столь очевиден, далеко не бесспорен и предполагает дискуссию, она хромает на обе ноги. Наука вынуждена приспосабливаться, конкретизироваться там, где это не нужно. Поиску сути уделяется мало внимания, ибо всё оно концентрируется на каких-то конкретных вещах, на том, что может быть включено в тест. Поэтому наибольшие изменения в преподавании и оценке знаний видны в таких дисциплинах, как русский язык, литература, окружающий мир.

Русский язык

Русский язык принято считать больным местом отечественного образования. Многие обвиняют в этом Сеть, где язык изрядно замусоривается. Однако знакомство с языком начинается существенно раньше, чем ребёнок проникает в Сеть. Не секрет, что грамотная речь в какой-то степени сродни таланту музыканта или художника. Есть люди, которые не знают правил, не помнят их, но тем не менее говорят и пишут грамотно. А есть те, кто помнят все правила, но их использование в речи вызывает у них затруднения. Но это не значит, что последних нельзя обучить.

Реклама

Нацеливаясь на сдачу тестового задания, в школах практически прекратили писать диктанты, изложения и сочинения. Контрольное списывание также исчезает как вид. Пальцев одной руки хватит, чтоб пересчитать диктанты, которые даются ученикам в течение первых четырёх лет обучения. В то же время дети выполняют колоссальное количество однообразных заданий, направленных на автоматизацию навыка написания слов. Скажу более, это большая удача, когда детям предоставляется возможность писать слова целиком. В основном они заняты вписыванием пропущенных букв в уже напечатанные слова. В данной ситуации спасти ребёнка от безграмотности может лишь чтение качественной художественной литературы, с чем сейчас тоже есть определённые проблемы.

Реклама

Литература

С первого взгляда может показаться, что в преподавании литературы существенных изменений не произошло. Что тут придумаешь нового? И тем не менее изменения налицо. Я была неприятно удивлена тому, что у детей вызывает затруднение такое задание, как поиск основной мысли автора. И дело не в том, что основных мыслей может быть несколько. А в том, что ребёнок старается конкретизировать эту мысль, слишком плотно привязать её к прочитанному. И на выходе выдаёт пересказ текста. У него не получается размышлять философски, делать обобщающие выводы. Это неудивительно. Ведь он привык отвечать на тесты, на конкретный вопрос, как зовут главного героя, мимо какой деревни он прошёл, кто его встретил. А тут вдруг — какая-то основная мысль, и вариантов ответа не предложено. Как тут не растеряться!

Реклама

Окружающий мир

Но настоящим разочарованием стала программа курса «Окружающий мир». Поразительно, как интереснейшую науку о мире, о земле и её законах можно свести к банальному заучиванию исторических событий, дат, прочей информации, часть из которой предназначена для специалистов.

Так, в одном из тестов для учеников 4-го класса десятилеткам было предложено выбрать ареал произрастания физалиса. Другой вопрос содержал подробнейшее описание мечети, нужно было определить о каком месте идёт речь. Третье задание предусматривало необходимость выбрать животных, занесённых в Красную книгу, среди которых были названия, которые и с первого раза-то не прочесть.

Складывается впечатление, что предмет «Окружающий мир» решил вобрать в себя много всего разного, но понемногу, по верхам. Немного истории, астрономии, природоведения, ботаники, физики. В то время как было бы куда лучше и понятней сузить круг охватываемых дисциплин, скажем, до природоведения, но остановиться на них подробней, изучить суть явлений, причины, их породившие, последствия. Почему хищные растения вынуждены охотиться на насекомых? Как растения приспосабливаются к жизни в засушливых районах? Откуда берётся водопад? Почему небо голубое? Необходимы вопросы на установление причинно-следственных связей, чтобы развивать способность мыслить логически, и природа в этом — прекрасный пример. При желании ответы на эти вопросы можно «уложить» в тесты.

Каждый ребёнок приходит за знаниями со своим стаканчиком. У кого-то стакан больше, у кого-то меньше. И сколько бы вёдер, доверху наполненных знаниями, мы в него ни заливали, ребёнок все равно уйдёт с той тарой, которую принёс.

Дети испытывают дефицит рассуждений, нехватку дискуссий, живых уважительных споров, в том числе с учителем, и это однозначно минус нынешней системы школьного образования.

Реклама