Самомотивирование: как заставить себя действовать?

Реклама
Грандмастер

Ещё один год прошёл. На что растрачен? Да ни на что. Поддерживалось стабильное существование, и только. И это хорошо. Этого достаточно. Хотя кое-кто из добрых друзей совестит: нельзя так глупо растрачивать время, надо хотя бы передавать опыт. К примеру, учить своей системе самоорганизации.

Но разве она кому-то нужна? Хоть бы одна живая душа задала хотя бы один вопрос. Нет вопросов. Я говорю, что это никому не нужно, а мне отвечают, что настолько упала культура, что даже вопрос сформулировать не получается. Старшее поколение озабочено болью в печени и одышкой, младшее поглощено подготовкой к зомби-апокалипсису и не может уделять внимание такой ерунде, как самодисциплина и стремление к достижимым целям. Однако представление о поколениях строится на образах, получивших крайние оценки, и не имеет отношения к отдельным людям.

Каждый отдельный человек в каждый миг может захотеть чего угодно. Это значит, что любой инструмент может внезапно понадобиться. И если я предлагаю инструменты управления собственной волей, то даже если из ста ознакомившихся восемьдесят объявят всё сказанное чушью, а оставшиеся испытают замутнение сознания, характерное для внутреннего сопротивления, всё равно инструмент будет существовать и ждать хозяина. Авось дождется.

Реклама

Работающие методы просты. Настолько просты, что проверяются воображением, а не действием. Полученный воображаемый результат — ничто, но это не значит, что и метод — ничто.

Итак, один из простых методов.

Берем календарную сетку и пишем в ней числа. Сделали сто мелких дел — записали «+100». Сделали в тот же день еще 100 — прибавляем 200. Еще сто — прибавляем 300. То есть который раз за день сделали сотку, на столько 100 и умножаем.

Если сто мелких дел не сделали, может быть, вообще забыли о системе, то в первый пропущенный день пишете «-100», во второй будет минус 200, в третий — минус 300, и так далее. Опомнились, предположим, через неделю. Имеем 100+200+300+400+500+600+700=2800, и это со знаком «минус».

Реклама

Этот минус можно восполнить в один день. Семь соток в один день. Или 28 дней делать по сто дел? Вложиться в один день — это намного эффективнее, не правда ли? У кого-то опыт большой работы появится впервые. Но почему бы не получить столько же на следующий день уже со знаком «плюс»?

Когда возникнет желание, результаты из сетки перенесём на график. У хорошо организованного стабильного человека линия будет ровненько тянуться изо дня в день где-то на уровне ста или двухсот. У импульсивного будет то глубоко проваливаться ниже нуля, то высоко задираться — и снова проваливаться. Для графика берите сразу миллиметровку, по миллиметру на сотку, потому что тетради в клетку для импульсивного никак не хватит.

Реклама

Любопытные результаты получаются в том случае, если есть независимый наблюдатель, который зарисовывает результаты команды и вывешивает их на стене в общедоступном месте. Очень важно, чтобы каждый лентяй понимал, что, как бы низко он ни пал на своем графике, рывком одного дня он может подняться до нуля и ринуться в погоню за лидерами. Как бы высоко ни парили лидеры, догнать их и, скажем так, держать в тонусе — можно.

Вопросы и ответы для тех, кто хоть что-то понял и заинтересован в испытаниях.

В. Что такое «сотка»?

О. Сто небольших дел. Малым делом стоит называть то, что укладывается в 0,5−3 минуты. Постарались — сотка уложилась в 20−30 минут, потеряли темп — растянулась на часы. Студент вполне может выучивать за день сто иностранных слов. Но сотка может состоять из чего угодно, ни к чему всем элементам быть однотипными. 10 слов выучить, 10 страниц прочитать, 30 раз подтянуться… Составьте свой стовагонный поезд из нужных элементов или импровизируйте как вздумается.

Реклама

В. Почему сто дел, а не одно, но важное?

О. У людей, поглощённых одним важным и, в общем-то, понятным делом, вопросы насчёт системы самоорганизации не возникают. А если они возникли, значит или дело не поддается осмыслению, или ум и тело игнорируют необходимость работать. В этом случае полезно от большой задачи отщипывать крошки и перерабатывать одну за другой. Не мыслить сотнями, ведь это всё тот же огромный блок под другим названием, а осмыслять по элементу в секунду. Сто секунд — сто элементов (или сколько получится, у каждого своё), а не сто секунд страха перед массивом из ста сливающихся воедино элементов. Отщипывайте!

Простой бытовой пример: лучше иметь одну чистую ложку и гору грязной посуды, чем гору грязной посуды. В следующее мгновение ещё лучше: чистые ложка и тарелка. В следующее ещё что-то перекочует из грязного в чистое, буквально каждый следующий миг на один элемент лучше предыдущего.

Реклама

В. Когда останавливаться?

О. Трудоголик отдает себе отчёт в том, что устал, с угрожающим здоровью и жизни опозданием, а лентяй — задолго до проявления наибольшей эффективности. Есть универсальные мерки, подходящие почти всем. В школе был урок 45 минут, после него 5−15 минут перемены. В армии США, по слухам, 10-минутный перерыв в обязательном порядке устраивают через каждые 50 минут, и это улучшает результаты любого дела, будь то марш-бросок или какое-либо шаманство.

В. Как ускорить выполнение сотки?

О. Повторяющееся действие само собой ускоряется. Организм усваивает схему действия и переводит его на автопилот. К примеру, музыкант, разучивая пассаж, сперва с трудом попадает на нужные клавиши, а потом вдруг обнаруживает, что пальцы готовы прострочить все ноты с неимоверной скоростью, их приходится сдерживать!

Реклама

Сознательное разучивание первого слова в первом иностранном языке — это эпопея, а потом — сколько слов в словаре просмотрел, столько и разучено.

В. Как можно сравнивать работу людей с совершенно разными функциями?

О. Без допущений не обойтись. Даже если люди работают на одинаковых станках, обтачивая одинаковые детальки, сравнивать их работу не так-то просто, ведь один наделает ворох бракованных деталей за то же время, за которое другой сделает несколько безупречных. Учёт и контроль требуют немалой изобретательности. Наблюдательный учётчик ловит моменты высокой эффективности сотрудников и выводит для себя единицу измерения, принимая в расчёт время, качество, преобладающую эмоцию. Способность улавливать такие детали приходит с опытом. Ещё труднее (но тоже приходит с опытом) — сохранять объективную (и субъективную!) справедливость. Ясное дело, что начинать как-то надо и до начала опыта никакого нет. Начинать, так или иначе, с простого, а сложное выработается со временем.

Реклама

В. Можно ли считать как-то иначе — не сотками, не суммируя?

О. Можно, конечно же. Но в технологии таятся идеи, о которых начинающий не имеет представления, и их бессмысленно объяснять. Работая по технологии, человек одну за другой раскрывает эти идеи.

В. Можно ли изобретать свою систему?

О. Здесь как с велосипедом: не имея велосипеда, не очень-то его изобретёшь, но и привычно катаясь на велосипеде, тоже не изобретёшь. Имея велосипед одной конструкции и стремясь к изобретению другой, можно придумать нечто принципиально новое. Любая подвижка, от рационализации до открытия нового принципа, имеет ценность. Но чем больше уникальных идей заложено в образце, тем качественнее, ценнее, многочисленнее они будут на выходе.

Реклама