И правда, создать мотивацию к учебе не так уж и просто. Особенно когда школьная программа, школьные требования делают все возможное для воспитания неврастеников, с устойчивым чувством отвращения к учебе. Что можем сделать мы, чтобы помочь ребенку в учебе? Ну, конечно же помимо вечернего крика, закатывания истерик, обещаний, шантажа и прочего. Всего лишь пара наблюдений не психолога, а мамы…
1. Никогда не врать.
Хорошая учеба в школе не гарантирует, что в будущем вы непременно получите высокооплачиваемую работу, обустроите свою личную жизнь, купите остров, станете президентом
В этом вопросе, как и в большинстве других, лучше говорить правду. Мы учимся не ради табеля, хотя и делаем все возможное, чтобы он выглядел достойно, а ради уверенности. Ведь чем больше мы знаем и понимаем, как устроены вещи и явления, чем лучше разбираемся в чем-то, тем нам спокойней, тем уверенней мы находим выходы из ситуаций, в которых оказываемся, тем меньше мы ведемся на поводу эмоций, тем сложнее нас напугать или обмануть.
Приведите понятный ему пример. «Ты же умеешь плавать (кататься на роликах, коньках, велосипеде)? Хорошо или плохо тебе от этого?» Знания и умения — смертельный враг разрушающих нас эмоций.
2. Быть «в тренде», но не превращать обучение в инквизицию.
Как известно, любое дело придется человеку по душе, если оно в его руках спорится. И наоборот. Если ребенок чего-то не понимает в заданиях, разберитесь сперва, а понимаете ли вы. И только если ответ положительный, принимайтесь за объяснение. Трудность в том, что методики обучения меняются. Но если вы современных методик не понимаете или не разделяете, вы не обязаны им следовать. Ваша задача — объяснить, и если вам в этом помогает старенький советский учебник, выкиньте из головы все новые методики — учите по нему.
В конце концов, не важно, как ребенок записывает примеры в столбик, важно, что в итоге он дает верный ответ. Важно не для табеля, а по жизни. Даже если ему поставят «4» за неправильную по мнению учителя запись «столбика». Готовьтесь к тому, что вначале ребенок будет расстроен, будет недоумевать и, возможно, обвинит вас в том, что вы неправильно его учите. Примите это как неизбежность, как один из этапов становления личности. Как ни крути, он должен научиться самостоятельно оценивать результат своей работы. Правильно решенный пример — результат налицо. А дальше ему решать: плюет ли он на требования к оформлению или приспосабливается к ним.
Стоит ли делать за школьника
уроки? Я считаю, что да, при условии если первокласснику задают доклад по нано-частицам, а пятикласснику — раскрасить веселые картинки. Просто вы со школой преследуете разные цели: школе нужны высокие результаты, выполнение программ. А вам — грамотный, уверенный и здоровый во всех смыслах ребенок.И радуйтесь, если ребенок в сердцах брякнет что-нибудь про какой-нибудь предмет. Значит, именно там у него трудности, и вы знаете, с чем надо поработать. Предупрежден — вооружен.
3. Учиться вместе.
Никогда не отрицайте при ребенке необходимости заниматься. Ребенок это отрицание с удовольствием подхватит и возьмет на вооружение. Вместо «Ну, где там твои чертовы уроки, гвоздь им в кеды!» задайте серьезный вопрос, продемонстрируйте деловой подход. Учеба — это работа. Иногда потяжелей вашей самой настоящей работы. Вы вправе требовать ответной реакции от ребенка: такого же желания разобраться в чем-то. Ведь это отношения двух взрослых работающих людей.
Не ведитесь на его настроение или переходный возраст. Скажите честно, что готовы помогать, но готовы помогать человеку, который старается и стремится, а не сидит сложа руки. Если ребенок мал и никак не может собраться, дайте ему время: 10 минут, полчаса. Предупредите, что у него есть время, после которого он должен поработать, это дисциплинирует. Объясните, что в жизни нужно уметь сосредотачиваться, иногда наступая на свои желания. Ведь пилот не может бросить штурвал, а хирург скальпель в пациенте, чтобы полчасика послушать музыку.