Как научиться читать свой текст чужими глазами? Часть вторая.

Реклама

Сегодня мы рассмотрим лексический и графический способы передачи в своем тексте логического ударения.

Запомним пять основных лексических средств, пять усилителей, работающих на выделение слова в тексте:

1. Выделяющие частицы: это, именно, как раз, исключительно, единственно, только, лишь, даже, и.
Эти частицы всегда выделяют следующее за ними слово. Давайте понаблюдаем за поведением логического ударения в предложениях: «Я вчера ездил к бабушке» и «Это я вчера ездил к бабушке». Нетрудно заметить, что частица это заставляет нас логически выделить слово я, хотя в ударной позиции находится слово бабушке (а мы уже говорили о том, что позиционный способ намного слабее других).

Реклама

Частицы ли, же, -то выделяют предшествующее им слово. Сравните: «Когда мы пойдем в зоопарк?» — «Когда же мы пойдем в зоопарк?»; «Ты написал сочинение?» — «Ты ли написал сочинение?»; «В те времена крестьяне читать не умели» — «В те времена крестьяне читать-то не умели».

Внимание: пропуск выделяющей частицы, как и неправильное ее употребление, создают смещенное логическое ударение, затемняют смысл вашего текста. Сравним предложения: «Только он заходил в ту комнату» — «Он заходил только в ту комнату»; «Такая статья и была написана мною» — «Такая статья была написана и мною».

2. Уточнения (уточняющие синонимы).
Посмотрите, что происходит с логическим ударением в предложении: «Эта теория названа общей, так как она является обобщением, расширением специальной теории». Если мы уберем один из смежных синонимов («расширение» или «обобщение»), логическое ударение в восприятии читателя переместится на конечное сочетание («специальной теории»). Смысл предложения был бы в этом случае искажен, и только нагнетание синонимов сосредоточивает логическое ударение в нужном месте. Запомните! — логическое ударение воспринимается именно на втором из двух смежных синонимов.

Реклама

3. Усилители наречного типа.
В этой роли выступают наречия меры и степени: весьма, чрезвычайно, необычайно, совершенно, абсолютно и т. п. Сравните: «Я вчера был в театре» — «Я вчера действительно был в театре»; «Точное слово подобрала сейчас Валентина» — «Очень точное слово подобрала сейчас Валентина».

4. Повторение слова (буквальное или вариативное).
Здесь всё ясно. Ограничимся примерами: «Я понял, понял жизни ад», «От искр всю ночь, всю ночь светло», «Только зачем, зачем ты поддаешься влиянию этого человека?».
Вариативные повторы: давным-давно, один-одинешенек, всего-навсего, криком кричит.

5. Противопоставление.
В предложении «Она написала не статью, а книгу о воспитании детей» слово «книгу» выделено противопоставлением, поэтому логическое ударение воспринимается именно на этом слове, хотя в ударной позиции находится другое. Обычные средства противопоставления —

Реклама
не …, а; как …, так и… и т. п.

Графические средства передачи логического ударения

1. Выделяющие шрифты. Курсив, полужирный шрифт, ПРОПИСНЫЕ буквы. Сюда же можно отнести графическое выделение слова разрядкой и подчеркивание — однако в Word`е при выравнивании текста по ширине показать р, а з р я д к у сложно (разве что с помощью де-фи-сов между слогами или б-у-к-в-а-м-и), а подчеркивание слова в электронных версиях текста может ошибочно восприниматься читателем как гиперссылка.

При использовании выделяющего шрифта нас подстерегают две наиболее распространенные ошибки: выделение не того слова и употребление шрифтового выделения в функции, не связанной с передачей логического ударения.

Реклама

2. Знак ударения — акýт. Иногда возникают ситуации, когда предложение написано так, как оно и должно быть написано, а логическое ударение не воспринимается читателем сразу, приходится перечитывать. Что делать? — перестановка слов порождает корявую, искусственную фразу, добавить лексический усилитель не удается, выделяющий шрифт перебарщивает, чересчур уж выделяет, а этого вроде не требуется… Единственное средство в таких случаях — знак ударения.

Написано: «Конец показывает, что каждый может», «Сокол против воробьев, а против кошки — мышь». (Пословицы.) Варианты исправления: «Конец показывает, чтó каждый может», «Сóкол против воробьев, а против кошки — мышь».

3. Восклицательный знак (а также два или три восклицательных знака в скобках).

Реклама
«При издании своего словаря В. И Даль провел четырнадцать (!) корректур трехсот тридцати печатных листов большого формата».

4. Выделяющее тире. В предложении «Исследователь установил, что это есенинское четверостишие» в ударной (конечной) позиции стоит не то слово, которое требовалось. Исправить ошибку можно с помощью тире: «Исследователь установил, что это — есенинское четверостишие»

Ну вот, теперь мы знаем, как просигнализировать читателю о том, какое слово при чтении нашего текста ему следует логически выделить. Наши инструменты всегда при нас, нам остается только выбрать наиболее подходящий из них для каждой конкретной ситуации.

В заключение перечислю рассмотренные нами позиционные, лексические и графические средства передачи логического ударения в письменной речи — в порядке убывания их выделяющей силы: (!!!), (!!), (!), курсив, разрядка и т. п., лексические средства по два-три вместе, одиночный лексический усилитель, выделяющее тире, знак акут, ударная позиция. Помните, что соседние средства этого ряда легко поддаются взаимной замене. Всё!

Начало здесь.

Реклама