Ребёнок и иностранный язык в наши дни. Почему не все на нём свободно общаются?

Реклама
Грандмастер

Современный школьник или свободно владеет английским, или сопротивляется ему. Несмотря на появление интересных учебников и аудиокурсов к ним, игровых методов и интенсивных методик преподавания, дети приходят с уроков незаинтересованные и закрепощённые. Казалось бы, заговорить свободно при нынешних возможностях можно за полгода, но — нет, не выходит. Почему?

В кабинете английского висела фраза «Person lives as many lives as many languages does he know».

На Украине это встречалось в таком виде: «Скільки ти знаєш мов — стільки разів ти людина». А. П. Чехов.

Идея не нова, это было записано ещё в «Жизнеописаниях великих иноземных полководцев» Пьера Брантома (1666) как фраза правившего половиной Европы (то есть Священной Римской империей) Карла Пятого (1500−1558): «Человек столько раз человек, сколько языков он знает». Однако за прошедшие полтысячелетия люди не предпочли размножение изучением языков более природосообразным способам.

Интерес к другим вещам превосходит интерес к языкам, и это правильно. Для увлечённых ребят, которые вышли на мировой уровень в освоении какого-нибудь своего любимого узкого вопроса, общение с обитателями других континентов не составляет ни малейшей трудности. Они настолько поглощены самим предметом, что не имеют представления о том, как можно комплексовать по поводу оговорок. Слово за слово, и вот уже речь льется сплошным потоком. Хотя спросишь такого увлечённого, умеет ли он говорить по-английски, — поставишь в тупик. Не исключено, что на экзамене он и двух слов не свяжет.

Реклама

Приятно было вспомнить, как рос интерес к иностранному языку в позднесоветское время.

Для сравнения перечислю опоры интереса современного школьника.

Суперобучалка — компьютерная битва, которая сопровождается воплями игроков. Одна мать жаловалась, что её сын во сне кричит: «Kill you!», и она никак не может привыкнуть, что это не надо принимать на свой счёт.

Болтовня по Скайпу с ребятнёй всего мира.

Lingvaleo — в рекомендациях не нуждается.

Раздел для изучающих язык на «Голосе Америки» и TED.

Фильмов — уйма, сериалы «Друзья» и прочие.

Аудио может бубнить часами, в том числе запараллеливая речь иноземную и нашу.

Видео можно смотреть на обоих языках по очереди.

Диктофоны — что надо, то запиши и заучи.

Реклама

Увлекательные компьютерные игры конкретно для совершенствования языка.

Чтение по методу Ильи Франка, в том числе одновременное со слушанием диска.

Комиксы.

Детские клубы при курсах, при библиотеках и вроде бы при тайм-кафе.

Выезды за границу в специальные лагеря, где в язык погрузят сразу и полностью.

В общем, стоит только захотеть. Но — не хотят. Точнее, не все хотят. Либо ребёнок с детства болтает на английском лучше, чем на русском, либо — ни за какие коврижки.

Поразила убежденность, с которой на школьном дворе парнишка утверждал, что никакими «ягами» его не вынудят учить язык оккупантов. На что другой отвечал, что никакие они не оккупанты, просто одна из наших республик, которая этого пока не понимает по причине своей недоразвитости. И учить их язык надо потому, что они наш не одолеют — по причине своей недоразвитости. Молодцы ребята!

Но это исключение из правила. Чаще встречается пассивное признание своей тупости, из-за которой просто не получается учиться. И откуда у наших подростков эта убеждённость, что если не получается само и сразу, то, значит, и не получится, и напрягаться глупо?

Реклама