Многопрофильных сейчас полным-полно. Чаще всего это чисто коммерческие предприятия. Их достоинства несомненны: можно печатать всё что угодно, лишь бы было гарантировано некоторое качество. А оно в таких изданиях поневоле невысокое. Для печати уполномоченными лицами отбирается практически всё, что присылают авторы. Главный же недостаток в том, что за публикациями в подобных изданиях авторитетные, признаваемые в научном сообществе люди (ученые) не следят, да и не стараются их выписывать. Это логично: зачем нужна подписка на журнал, где рядом медицина, химия, экономика и сельское хозяйство? Поэтому в многопрофильные журналы — и печатные, и электронные — высококачественные результаты научных исследований и особо перспективные методические разработки посылать не стремятся.
Междисциплинарный журнал, наоборот, сегодня редкость. За рубежом их очень мало. За последние 30 лет многое изменилось, но старожилы помнят, что такие журналы раньше считались сильной стороной и российской науки. Приведу два простых примера: технология и философия науки — сюда входят и медицина, и политика, и химия, и прочие наукоемкие дисциплины. Здесь важны общие междисциплинарные проблемы.
Итак, первое, что нужно решить, разрабатывая концепцию будущего журнала, это то, что сразу же надо объявить в программе и в названии — на обложке.
Во-вторых, требуется определиться с типом журнала и периодичностью (частота выхода). На взгляд экспертов и в соответствии с моим собственным опытом, на начальном этапе издания оптимальным является периодичность четыре номера в год.
В-третьих, важно подобрать формат журнала и решить, будет это только электронный вариант издания или, к примеру, за дополнительную плату от потенциальных публикантов, и бумажный печатный образец.
Такие актуальные вопросы, как максимальный и минимальный объемы статьей, правила оформления рукописей, приемлемое по качеству англоязычное резюме — требуют участия специалистов с опытом работы, а не просто желающих или, тем более, «кустарей с мотором» в виде большой энергии, требующей выхода в эфир.
Специалист не станет спорить и о том, что для уважающей себя редколлегии журнала важно войти в российскую систему e-library. При наличии навыков сделать это нетрудно, но, как и все прочее, требует времени. Сегодня длительна и бюрократическая процедура вхождения в каталог Роспочты (для широких возможностей подписки, получения подписного индекса). Одно из требований Высшей аттестационной комиссии (ВАК) именно такое.
Редакционный совет и редколлегия — еще два обязательных органа для перспективного журнала. Редакционный совет: титулованные «бездельники». В противовес ему редколлегия — рабочий орган. И для того, и для другого желательно приглашать зарубежных учёных. И вот почему. За рубежом не ценят званий и наград, особенно тех, что касается «общественных академий». А вот участие в редколлегиях — это престиж, и за этим престижем гонятся.
Процедура получения серийного номера (индекса) для периодического издания (ISSN) занимает от трех до пяти недель. На бумажный и электронный вариант журнала нужны разные индексы. Все это лучше делать после выхода в свет первого номера — выпуски всегда проверяются перед принятием решения о закреплении постоянного индекса. Созданной редколлегии и главному редактору предстоит распределить роли — кто будет проставлять и проверять УДК, ББК и собственно грамматику?
Чтобы начать работу, надо иметь набор материалов хотя бы на два номера.
После того как первый организационный этап окажется за плечами, надо ставить задачи и попасть в престижные (в мировом научном сообществе) базы данных ULRICH и SCOPUIS. Первое относительно просто, второе более осложнено, но без этого нельзя.
Обязателен список рецензентов статей. Это не члены редколлегии. Пишут они или не пишут сами статьи в журнал — это обычно мало кого волнует, но сам «список» — вещь обязательная.
На все это уходит не менее пары месяцев, что, разумеется, зависит не столько от плана работы, сколько от множества разных факторов, включая человеческий. Вот почему в этом деле, как и во многих других, наиболее важно — кто именно решает задачи. Не зря говорят — «кто работает, тот и решает проблему, а кто плачется, тот поплачет, да и бросит».
На следующем этапе необходимо организовать веб-сайт, а точнее портал.
Это сложная и ответственная работа. Чтобы получить хороший продукт, надо правильно и досконально сформулировать задание программисту. Надо практически изложить не только условия работы программы, но и правила приёма продукта. Оплату наиболее прагматичные и искушенные производят только после фактического запуска проекта. Обязательно и важнейшее требование к программистам, надо оговорить заранее: оставить все ключи и исходники. Это важно, ибо если нет исходников, то вы зависите от программиста, в то время как надо быть полным и фактическим хозяином продукта. Для этого надо написать техническое задание и обеспечить заполнение материалами портфеля редколлегии.
Особое значение приобретает правильное название журнала. Это должно быть нечто международное, к примеру, Международная (Европейская, Восточно-Европейская, Прибалтийская
Не лишним будет и определить круг возможных спонсоров и (или) организаций, поддерживающих данное периодическое издание. Разработать устав издания.
Качественное решение всех этих вопросов — залог будущего хорошего, востребованного и, главное, авторитетного у целевой аудитории периодического издания. Дело в том, что бытующее в различных околонаучных кругах мнение, что книжный (журнальный) бизнес убыточен, не совсем и не всегда, разумеется, верно. Многое зависит от организации процесса издания. Сегодня наиболее популярные электронные научные журналы (как правило, у каждого печатного научного журнала есть и электронная версия, и наоборот) приносят их владельцам и идейным вдохновителям огромный доход. К примеру, для того чтобы опубликовать достойную (прошедшую рецензирование) статью в ВАКовском журнале, аспиранты и докторанты платят «оргвзнос» от 3000 рублей и выше (в зависимости от ряда факторов, включая объем текста). В одном выпуске выходит несколько статей. Перемножьте это на количество аспирантов и соискателей научной степени в стране.
Кроме того, большинство рецензируемых научных журналов выходят под эгидой реально действующих институтов, академий, университетов, что обеспечивает им не только и не столько «вес», но и приток желающих опубликоваться авторов. А значит, и денег в карманы учредителей. Причем это еще одна статья доходов научных сотрудников, приближенных к редколлегии или входящих в нее, о которой не принято широко разглагольствовать. Более того, если грамотно подобрать редколлегию (иногда она вмещает в себя только одного реально работающего человека — помощника главного редактора) и хорошо организовать работу по подбору авторов и рецензентов (для этого нужен авторитет в научном мире и банально — связи), то идейный вдохновитель — главный редактор с профессорским званием, вообще может оставаться в стороне отлаженного процесса и «стричь купоны».
Но это — как вариант. Никто не лишен возможности и лично участвовать в продвижении своего детища. Конечно же, не стоит забывать и о том, что у каждого такого журнала разный «индекс» популярности и разная востребованность.
Впрочем, ученый никогда не пытается кого-то в чем-то убедить, и тем более доказать; ученый пытается установить истину. А истина, как известно, вариативна. Поэтому, даже несмотря на рекомендации, вариантов создания научных журналов может быть сколь угодно много.