В шесть или в семь?
Первый вопрос, встающий перед родителями: в каком возрасте отправить чадо в школу — в шесть или семь лет? Единых стандартов не существует. Нередко за одной партой оказываются и 6-летние малыши, и ребята, которым уже почти 8. Какой же возраст предпочтительнее для поступления в школу?
С одной стороны, хочется хоть немного продлить беззаботное детство малыша и не приобщать его раньше срока к школьной жизни с ее дисциплиной, обязанностями и ответственностью. С другой — хочется подарить ребенку лишний год для поступления в вуз. И в том и в другом случае родители не совсем правы, ведь в первую очередь необходимо учитывать особенности самого ребенка: готов ли он к новой модели поведения, может стоит еще год походить в детский сад? А если малыш, наоборот, в свои шесть лет развит не по годам, нужно ли держать его дома и лишать возможности динамично развиваться? Главное, не ошибиться и правильно оценить возможности и способности своего ребенка.
Тройная формула
Педагоги предлагают выделять три аспекта готовности к школе: психологическую, социальную и интеллектуальную.
Психологическая готовность к школе во многом зависит от родителей и их настроя. Важно дать ребенку положительную установку на обучение в первом классе. Взрослые, естественно, могут испытывать тревогу перед такими важными переменами в жизни, но ни в коем случае нельзя, чтобы она передалась малышу. Не обсуждайте в его присутствии проблемы школьного образования, не показывайте своих страхов. Все разговоры о будущей учебе должны носить позитивный настрой.
Интеллектуальная подготовленность дошкольника не ограничивается умением считать и читать по слогам. На самом деле все гораздо сложнее. Малыш должен справляться с простейшими арифметическими вычислениями, хорошо считать до десяти, а десятками — до ста. Огромное значение имеет общий кругозор ребенка: он должен ориентироваться в днях недели, месяцах года, знать домашний адрес и свое полное имя. Естественно, добиться каких-либо результатов за считанные месяцы до учебного года невозможно. Поэтому важно заниматься с малышом с самого раннего возраста. Читайте вслух детские книжки, ограничьте просмотр телевизора. Побольше разговаривайте с ним не в форме назидания, а виде оживленной беседы. Полезно вместе заучивать стихи, но еще важнее учить малыша выражать собственные мысли.
Еще один показатель развития способностей и личности в целом — умение устанавливать связи между различными объектами. Простейший тест: назовите несколько предметов (например, яблоко, груша, апельсин) и попросите ребенка назвать все одним словом. Или предложите ему найти лишнее слово (например, заяц, белка, велосипед). Опытные учителя считают, что легче всего с такими заданиями справляются не ребята, с младенчества «натасканные» на различные тесты, а дети с выраженным интересом к обучению, любознательные, с удовольствием узнающие что-то новое.
И, наконец, последний фактор, определяющий готовность ребенка к школе — социальный. У ребят, посещавших детский сад, как правило, возникает меньше проблем с адаптацией к школьной жизни. Домашние же дети не привыкли к общению в коллективе. Одних назиданий («Слушай учителя», «Веди себя хорошо») недостаточно. Ребенок должен окунуться в эту атмосферу. Запишите его в студию детского творчества или отдайте в подготовительную группу детского сада. Это поможет приобщить его к социальной жизни.
Подготовка к школе — трудный и ответственный процесс, приниматься за который нужно не в последний момент, а с самых ранних лет. Поначалу достижения ребенка покажутся незначительными, но если однажды вы услышите от своего чада: «Хочу в школу!» — знайте, ваши труды были не напрасны.