Зачем мы читаем? Для удовольствия, получения информации, знаний? Сегодня, когда без Интернета, а следовательно, огромного потока информации, не может прожить практически ни один человек, возникает ряд вопросов:
Отбор среди большого объема — нужной информации.
Быстрое и эффективное чтение этой информации.
Запоминание этой информации, ее источников.
И главное, пожалуй, это цель, смысл чтения данного текста.
Чтение должно приносить пользу! Значит, читать надо целенаправленно, запоминая самое нужное. Как же это можно сделать? Представить, о чем может быть написано в данной книге, какие вопросы она может раскрывать и что из этого может быть полезным именно для меня. Потом, не торопясь, прочитать оглавление и тоже поразмыслить. Если нужная информация содержится лишь в части книги или одной главе, то смело можно читать лишь нужное!
Тони Бьюзен, изобретатель mindmaps, предлагает создать интеллект-карту с интересующими вопросами до прочтения книги. Вот что можно прочесть в Википедии по этому поводу. Карты памяти (англ. Mind map) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. В русских переводах термин может звучать по-разному — карты ума, карты разума, карты памяти, интеллект-карты, майнд-мэпы. Карты памяти — простая и эффективная техника. В некоторых европейских странах они используются при обучении детей в начальных классах школы.
Ниже на рисунке, приведен пример карты памяти.
Интересную информацию почерпнула я в
Согласно ряду исследований, глаз способен воспринять около десяти символов за одну фокусировку, после чего требуется перемещение взгляда вдоль строки. Кроме того, поле зрения, в пределах которого считывается текст, имеет форму круга, захватывая часть строк, расположенных выше и ниже текущей. Все это ведет к тому, что нам необходимо снова и снова сосредотачиваться на тексте, а мозг вынужден постоянно отфильтровывать лишнюю информацию.
Walker Reading Technologies предлагает методику компоновки текста — Live Ink, суть которой состоит в том, что строки разбиваются на более короткие отрезки (к примеру, существительное и согласуемое с ним прилагательное), а весь текст становится похожим на стихотворные строфы. С учетом того, что используется еще и знакомый не только программистам прием визуализации иерархического строения текста с помощью отступов, «стихотворение» приобретает вид знаменитой лесенки Маяковского, а ключевые слова еще и выделяют цветом.
Хотелось бы остановиться и на чтении исключительно в Интернете, например, в блогах, новостных сайтах
Пойдем дальше. Существуют и индивидуальные, я бы сказала авторские методики чтения. Оригинальный и эффективный способ предложен Петросяном Арменом Анатольевичем. Приведу полностью текст его заметки.
«Приступая к чтению какого-нибудь материала, будь то книга или статья, стал ловить себя на мысли, что читаю на просвет. Я словно просеиваю строчки сквозь сито существующих у меня вопросов. Я просвечиваю книгу своим вниманием, чтобы разглядеть сквозь неё решение задачи или ответы на вопросы, меня волнующие.
Читать так для меня гораздо эффективней. Многих может покоробить, но я и художественную литературу стал читать так. Отличие художественного текста в том, что его чтение вызывает ощущения, у нас рождаются образы, переживания. Полнота вызываемых чтением ощущений нисколько не зависит от скорости чтения, я в этом убедился. Заданность, нацеленность только помогает не только успеть прочитать в ограниченное время больше, я нахожу больше метафор, образов, для описания собственного опыта.
Вкратце мой подход следующий. Перед чтением определить направление своей деятельности, к которой могут быть применены знания, полученные из книги. Сформулировать задачи, решению которых могло бы способствовать чтение. Так же полезно представить идеальный вариант решения. Мы как бы определяем исходную точку и точку прибытия. Путь обозначен. Между этими двумя точками кладётся книга или статья и начинается чтение на просвет".
Техник, методов и способов продуктивно читать — множество. Главное задаться целью. Осталось ими всеми овладеть или даже придумать свой уникальный метод и рассказать о нем всем. И не забывайте спрашивать себя — а зачем мне эта информация?!
Удачных прочтений!