Теперь с этим проще, никто не утверждает, что беречь книги — это главное, и можно смело подчеркивать прочитанное. Но, стоит лишь начать, как рисование оттягивает на себя все внимание.
Что дает эффект подчеркивания, при этом не превращаясь в иное занятие?
У нитки, натянутой поперек страницы под читаемыми словами, есть не только тот плюс, что она позволяет четко отслеживать строки (и слоги, если на нитке завязать узелок). Она еще и не дает рукам ребенка заниматься чем-то ненужным, например, загибать и скручивать уголки страницы. Обе руки заняты натягиванием нити, так что ни ногти погрызть, ни в носу поковырять, ни в затылке почесать не удастся, придётся полностью сосредоточиться на чтении. На начальном этапе это очень важно. Не ругать малыша, не терзать замечаниями, а просто дать в руки ниточку, только и всего.
Долго ли, коротко ли будет читать по слогам, но однажды наступит момент, когда событием станет прочтение не слова и строки, а абзаца. И тут настанет пора повернуть ниточку на девяносто градусов и отмерять ею, сколько стоит прочитать из какой-нибудь увлекательной книги — к примеру, о Карике и Вале. В основном текст читает взрослый, а малыш — сколько захочет. И ниточкой отмеряем, от верхней строчки до нижней из числа прочитанных. Если сам с удовольствием читает, то отмеряем и отмеряем, чтобы видно было, сколько в целом прочитал.
А если ребенок, что часто бывает, хочет не читать, а играть на компьютере, то придется давать ему задание по чтению, которое надо бы выполнить прежде, чем обратиться к экрану. Отмеряем нитки столько, сколько было прочитано вчера, плюс еще немного. Сколько прочитает, столько отрежет от отмеренного, пока вся нитка не закончится. И так день за днем. Больше и больше, от сантиметров до метров (но не десятков метров, без фанатизма, пожалуйста).
Следующий этап (даже не верится, да?) — это когда ниточки отмечают прочитанные страницы. Пусть будет на каждый день недели нитка своего цвета. Прочитали — положили ниточку-закладку. Нитки не портят книгу, их можно вложить много. Сперва, возможно, будут пучки ниток в одном развороте, потом нитки будут все больше и больше отдаляться одна от другой, отмечая растущий результат. Многих это вдохновляет. Однажды наступает такой момент, когда для продолжения чтения не нужна никакая поддержка, оно становится привычным и очень интересным. А отработанный метод переносится на что-либо другое. Точно так же ниточкой можно отмечать решенные задачи по математике или разобранную партитуру.
Маленький пустячок в дополнение: намокшие обрезки нити на столе могут научить писать, ведь они отлично выравниваются по контурам букв, написанных на столе карандашом (не раньше, чем без всяких контуров малыш с ними наиграется). И наоборот, по буквам из высохших нитей удобно писать карандашом или фломастером. Пусть буквы будут большие. До ширины строки в тетради они постепенно уменьшатся сами собой, когда ребенок вступит в увлекательную переписку с Дедом Морозом или домовенком.