А вот и мои ученики прискакали, сидя друг на друге верхом. Всего-то девять человек (из тридцати) — семь мальчиков и две девочки, а шуму — как от легиона. Объявляю тему урока, напоминаю необходимые правила и раздаю листочки, на которых ребята должны написать под мою диктовку список слов на глухие и звонкие согласные. Разрешаю пользоваться записями в тетради и прошу рядом с надиктованными словами писать проверочные слова. Лучше бы я этого не делала! Диктую из запомнившегося:
«сугроб, блиндаж, багаж, бечевка, ногти, когти, фляжка…» Последнее слово вызвало замешательство — зашушукались ребята, переглядываются, переспрашивают: «Пряжка? Ляжка?» Ладно, разобрались. Диктант окончен, собираю листочки, читаю ответы:
«сугроб — проверочное слово „гроб“, блиндаж — блин, багаж — бог (?!), бечевка — бич, ногти — ногть, когти — когть, фляжка — пряжка (вариант: ляжка)».
Оправившись от шока, анализирую ситуацию:
1) дети не поняли ни слова из того, что я им говорила;
2) их знания не имеют пробелов, потому что в данном случае отсутствует какая бы то ни было система представлений о предмете;
3) неважно, по каким причинам, но в освоении предмета ими явно был нарушен принцип постепенности: переходя из класса в класс без понимания опорных, ключевых слов, они застряли на уровне начальной школы.
Что тут можно было сделать? — только вернуться к азам.
Этот опыт помог мне понять, что с подобной ситуацией может столкнуться любой, кто осваивает новый предмет, изучает что бы то ни было, отстоящее от нас во времени и пространстве, или даже просто читает статью из «неродной» области знаний.
Какие слова могут помешать нам успешно освоить предмет и усвоить получаемые знания? Вот они:
1. Агнонимы — слова, часто употребляемые без понимания, которые современный носитель языка знает плохо или совсем не знает. Очень часто это термины, о которых чуть ниже, и архаизмы — устаревшие и вышедшие из употребления в живой речи слова («крошка» — маленький самовар; «кристалл» — разновидность газовой ткани; «розан» — умело разрезанный расстегай; «страсбургский пирог» — консервы из гусиной печени; «муха» — маленькая сорокаграммовая рюмка (дядя Евгения Онегина, когда «мух давил», попросту пьянствовал).
2. Паронимы — разные по смыслу, но близкие по звучанию слова (база и базис, адресат и адресант, наследие — наследование — наследственность — наследство).
3. Термины — слова или словосочетания, призванные точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы.
4. Омографы (вносят путаницу при чтении «про себя») — слова и формы слов, совпадающие в написании, но произносимые различно (зАмок и замОк, мукА и мУка, избЕгать и избегАть, брОня и бронЯ).
5. Омофоны (затрудняют восприятие материала при слушании лекции, урока) — слова, одинаково звучащие, но по-разному пишущиеся и имеющие разные значения (столб и столп, луг и лук, порок и порог).
Давая новые знания ребенку (или если сами осваиваете новый предмет), постоянно проверяйте, правильно ли понимаются все встречаемые слова. Поступайте так — даже если уверены, что всё ясно. Себя проверяйте по толковым словарям (не забудьте, что и в словарной статье вам могут встретиться слова-незнакомцы), ребенка почаще спрашивайте: «Что означает это слово?» Не удивляйтесь, если услышите, что «обмелел» (пруд) — означает «стал милым», «пылесос» — «пол сосет», «песчаный» — «это там, где много пещер», «вопиющий» — «тот, кто много пьет» (примеры взяты из собственной практики). Угадайте, как дети напишут эти слова?
Полезные упражнения: 1) составить несколько предложений с новым словом; 2) каждое из составленных предложений заменить на полный его аналог по смыслу, но без использования ранее употребленных слов (для многих наверняка оказалось новым слово «агноним» — поупражняйтесь с ним!). Удачи в учебе!