Что такое сторителлинг?

Реклама
Профессионал

Как так — вы рассказали обычную историю из жизни, а вам за это заплатили деньги? Это просто мечта? Нет, это необычный прием, применяемый в различных сферах деятельности — сторителлинг. Так что же это такое и как это делается?

Что такое сторителлинг?

За окном давно стемнело, а статья все не была готова. Катастрофа! Можно было бы сдать и в таком виде — написано вполне нормально, подойдет. Но «нормально» и «пойдёт» журналиста Васю не устраивали. В статье не хватало изюминки и остроты, так что внутренний критик не давал покоя. И тогда ему пришла в голову необычная мысль — оживить текст, вставив в него кусочек художественного рассказа. И что же из этого получилось?

Реклама

Да-да, получился тот самый сторителлинг!

Что общего между бабушкой и бизнесменом?

Модное слово «storytelling» в переводе с английского означает «рассказывание историй». Это понятие такое обширное, что четко определить его границы сложно. Несколько десятков лет назад американцы стали применять простые истории из жизни для развития бизнеса и придумали этому специальное название. И тут оказалось, что под определение сторителлинга подходят даже знакомые с детства сказки. Получается, что существовал он практически всегда, а вот в качестве специального понятия появился недавно.

Так чем же он отличается от обычного рассказа? Сторителлинг — история, которая рассказывается не просто так, а для того, чтобы

Реклама
достичь определенной цели.

Нужные истории используются повсюду — от повседневной жизни до бизнеса. Получается, что бабушка, рассказывающая своему внуку поучительную сказку, тоже занимается сторителлингом. Ее цель — научить внука различать добро и зло. А бизнесмен с помощью интересной истории рекламирует и продает свой продукт.

В чем секрет сторителлинга?

Дело в том, что настоящая история из жизни вызывает эмоции. А то, что связано с эмоциями, человек запоминает гораздо лучше, чем факты (даже самые необычные) и цифры (даже самые внушительные). Рассказ остается в памяти без каких-либо усилий с нашей стороны. Он побуждает нас размышлять: что было бы, если бы герой поступил иначе, если он смог — значит, и я смогу. К тому же жизненная история вызывает доверие и находит отклик в душе. Например, ребенок скорее захочет быть похожим на героя из сказки, чем следовать строгим указаниям: «Будь хорошим, добрым, слушайся старших!»

Реклама

Где используют сторителлинг?

Наиболее широкое применение «истории» нашли в маркетинге и рекламе. Например, маленький рассказ о коровах, пасущихся на альпийских лугах, используется в рекламе шоколада Milka. А самые активные сторителлеры — представители сетевого маркетинга. Все мы слышали такие душевные истории: «С помощью косметики я за месяц заработал годовую зарплату», «Всемогущие БАДы вылечили болезнь, которую не брало ни одно лекарство». Многих подобное раздражает, а на кого-то действует. Но и первые, и вторые эти истории помнят.

Сторителлинг применяется и в других сферах бизнеса. Однажды Дэвид Армстронг, глава международной компании Armstrong International, придумал использовать сторителлинг как

Реклама
способ обучения персонала. Новому сотруднику просто рассказывают истории из жизни компании: был вот такой случай, и тогда руководитель поступил вот так-то. И после нескольких обычных неформальных бесед сотрудник уже знает о ценностях и принципах компании.

Сторителлингом давно пользуются люди пишущие — журналисты и копирайтеры. При этом в статью вставляется кусочек художественного повествования. Например, когда интервью с известной личностью начинается со слов: «Я сижу в маленьком уютном кафе и ужасно волнуюсь перед встречей. Распахивается стеклянная дверь, и заходит он — как всегда пунктуален, в элегантном костюме с начищенными до блеска запонками»…

С помощью этого приема журналист как будто переносит нас в это кафе. Когда мы читаем текст, то невольно представляем себе атмосферу происходящего. А от этого воспринимаем все живее и ярче.

Реклама

Микро-рассказ способен заинтересовать читателя, побудить его читать дальше. С помощью этого приема можно оживить статью (как сделал это журналист Вася).

Из самого названия «рассказывание историй» понятно, что владение сторителлингом нужно тому, кто выступает перед публикой. Это актеры, ведущие на мероприятиях, политики, руководители, менеджеры компаний. Всем им необходим навык красиво и убедительно рассказывать.

Умение говорить так, чтобы вас слушали, затаив дыхание, бывает важно и в обычной жизни. Может быть, ваша цель — привлечь к себе внимание? Или показать, какой вы веселый и умный? Отличный вариант — рассказать захватывающую историю в компании друзей. Существуют специальные мастер-классы по «интересному повествованию». Проводятся даже отдельные тренинги для представителей сильного пола. На них обучаются тому, как на свидании заинтересовать девушку беседой.

Реклама

Как видно, сторителлинг используется в самых разных сферах и для разных целей. А в США существует даже официальная профессия сторителлер. Этому обучаются, создаются ассоциации специалистов. И работают они не только в областях бизнеса и масс-медиа. Профессиональные рассказчики приходят к тяжело больным людям и с помощью историй возрождают в них желание бороться и жить.

Видимо, не зря сторителлинг становится все более популярным. Правильно выстроенные и вовремя сказанные слова — средство весьма сильное. С их помощью можно заработать деньги, завладеть вниманием читателя и даже спасти жизнь.

Реклама