Воспитательная работа предстояла большая, и начать решено было с более простого — с освоения гитарных аккордов. Чтобы их огромное количество не вызвало у меня панику, было предложено сдвинуть пальцы в том же положении, которое они занимали при игре аккорда Аm, на одну струну вверх, то есть в сторону толстых струн. Чуть грамотнее было бы еще мизинчиком вторую струну на третьем ладу прижать, но какой спрос с человека, знающего четыре аккорда?
Имея два аккорда, мне предлагалось сыграть:
— Карапет мой бедный, отчего ты бледный?
— Я, поверьте, бледный оттого, что бедный!
На словах «бедный» и «бледный» следовало сменить аккорд.
Что может быть проще?
Второй обучающей песней была история цыпленка, который жареный и вареный хочет жить. Там аккорд сменялся на глаголах в неопределенной форме, то есть когда звучало «-ить».
Подсказки насчет того, когда менять аккорд, мне не требовались, потому уже без них были исполнены «По улицам ходила большая крокодила», «Баю, баюшки-баю» и «А я по лугу», в которой с комариком плясала, он ножку отдавил, за что был казнен отсечением головы. О, если б кто знал, как часто вспоминается эта мудрая народная песня при общении с мелкими назойливыми ухажерами!
От столь обширного репертуара заболели пальцы, прижимавшие струны, и мне было рассказано, то у настоящего музыканта на трех пальцах левой руки не подушечки, а камешки, настолько прочны наработанные тренировками мозоли. И надо трудиться до тех пор, пока мои мозоли не окаменеют. Опасаться на пальцах волдырей, которые рвутся, не стоит, так не бывает. Но я не стала проверять и поумерила пыл, помня о том, как в кровь разбивал руки струнами Высоцкий. Калечить руки ради песни стоит лишь после того, как трудом будет наработан талант, а не трудясь для его наработки.
Далее последовали призывы брать гитару в руки несколько раз в день и проигрывать все, что можно. Аккорд, сыгранный сто раз в течении дня на протяжении месяца, будет играться легко и непринужденно в любых обстоятельствах, будь то слет в лесу под дождем или Рахманиновский зал консерватории.
Вскоре прибавился третий аккорд, Dm. С ним были сыграны «Сережка ольховая», «Коробейники», «Ромашки спрятались», «Если друг оказался вдруг…», «Виновата ли я», «Там, вдали за рекой», «Мой костер в тумане светит» и «Очи черные». С этими тремя аккордами удавалось исполнять очень многие песни, лишь изредка пропуская аккорды, которые ухо слышало, да пальцы не брали.
На этом этапе я начала мурлыкать песенки, сочиняя мелодию к аккорду, а не подбирая аккорд под мелодию. Довольно продуктивное занятие. Мелодия легко отзывалась на предлагаемые изменения проходящими звуками, важно было лишь свести ее в завершении к ля-минору. И тут ко мне в руки пришел справочник аккордов…
Музыка пишется очень и очень легко. Берете аккорд, поете вокруг да около, пишете на диктофон. При прослушивании отбираете шедевры. Они хоть и не часты, но встречаются. Найти музыканта-фрилансера, который доведет дело до ума, можно с легкостью. Так что в самодеятельного композитора, если хочется, можно превратиться за какой-нибудь час. Не знаю, зачем это нужно, но если хочется, почему бы нет?
И начать играть на гитаре можно сразу после покупки гитары и электронного тюнера, с которым настройка дается с легкостью даже пятилетнему ребенку. Цена вопроса — от трех до пяти тысяч, хотя в дальнейшем можно будет не ограничивать себя в выборе качественного инструмента и вкладывать в него как угодно много средств.
Как только инструмент попал в руки, можно будет установить простенькую программку-подсказчик типа RA Chord Hunter и с ее помощью взять свой первый аккорд Аm. Или, научившись рисовать шесть струн и лады, срисовать в блокнотик схему аккорда. Добавить E7 и Dm.
И — начать.