Произносим вслух то, что видим, понемногу отходя от текста. Буквы расплываются, но память активно работает, дорисовывая недостающее. Когда отходить дальше не получается, пробуем еще немного отклоняться назад. Текст будет как в тумане.
При удалении мозг собирает информацию отовсюду, в частности, из памяти и от глаз, тренируя обе системы одновременно.
Если ребенок не готов сознательно трудиться над улучшением зрения и памяти, можно спрашивать у него материал так, чтобы в текст (расположенный на вертикальной опоре, а не на столе) можно было слегка подсматривать. Занятия с близоруким ребенком, к примеру, английским языком, могут выглядеть так: к холодильнику магнитом прикреплена распечатка английских слов и фраз, а на диктофон наговорены с паузами переводы этих выражений. Стоя достаточно близко, ребенок вставляет в паузы английские слова, читая транскрипции. Потом чуть отходит и снова вставляет слова в паузы, видя теперь лишь крупный шрифт самих английских слов. Потом еще раз отходит, так что остаются лишь общие очертания.
Если не получается, то можно сделать шаг вперед, но каждый шаг — это минус очко в случае игры с партнером. Партнером может быть и другой ребенок, и родитель, которому вышесказанное тоже подходит. При самостоятельных занятиях не дает лишний раз приближаться заинтересованность в конечном результате.
Кухня — то место, куда поневоле стекаются все обитатели квартиры. И холодильник с магнитами может стать собирателем учебной информации всех домочадцев точно так же, как сейчас он повсеместно собирает записочки о том, что съесть и кто куда пошел. Ежедневное обновление учебных листков может дать неожиданный взлет способностей у младших членов семьи, ведь они невольно запоминают все, что перед глазами, и активно почемукают.
Привязывать метод именно к холодильнику нет никакой необходимости. Можно пользоваться проектором и выводить информацию на стену из Интернета. Важно настойчивое отдаление, чтобы текст воспринимался на пределе видимости.
Наибольший эффект достигается в том случае, если один глаз работает, а другой закрыт. Работающий глаз привыкает к центральной фиксации, которая невозможна при работе на близком расстоянии двумя глазами. Раздельная тренировка глаз используется в гимнастике «Зоркость» академика Утехина. Работать каждым глазом рекомендуется от 15 до 30 минут. Быстрое улучшение зрения в результате тренировки было подтверждено экспериментами. Наилучшие результаты достигаются с использованием бифокальных очков.
Бифокальные очки изготавливаются для любых степеней близорукости и дальнозоркости. При их использовании зрительное утомление снижается приблизительно в четыре раза. Если тренировать зрение одновременно с запоминанием учебного материала, то можно не бродить назад-вперед, а легким изменением наклона головы делать картинку отчетливой или расплывчатой. Обычно очки используют для работы на компьютере. Но глаза и с очками устают при взгляде на близкий экран больше, чем на проектируемое в отдалении изображение. Потому давайте не будем скупиться и поставим в своих домах проекторы.
А до тех пор, пока различные причины будут мешать это сделать, изучим как можно больше материалов при помощи бумаги, магнитов и холодильника.