Вечный вопрос: а надо ли здесь ставить запятую? Сложные предложения

Реклама

Правильно поставленная запятая жизнь, конечно, не спасёт, но уровень грамотности поставившего её человека всё же покажет.

Самый простой школьный пример постановки знаков препинания (запятых) — между однородными членами в простых предложениях. Напомню, что характерной их чертой является наличие лишь одной основы (подлежащего и сказуемого). Например, «Дети любят море, солнце и пляж». Кто? «дети» — подлежащее, что делают? «любят» — сказуемое, что любят? «море, солнце и пляж» — однородные члены предложения.

Реклама

В данном случае мы будем говорить о сложных предложениях, которые имеют две или более основы. «Родители любят загорать, а дети обожают купаться». (Основы: «родители любят загорать» и «дети обожают купаться».)

Сложные предложения делятся на сложносочинённые, в которых каждая часть независима от другой (и если выкинуть союз, то предложение можно будет разбить на два без потери смысла), и сложноподчинённые, когда одна часть связана с другой и зависит от нее. Вышеприведённое предложение относится к сложносочинённым.

Чтобы привести пример сложноподчинённого предложения, немного изменим предыдущее: «Дети любят купаться, когда родители загорают». Представим себе картину: озорные дети резвятся на пляже. Они с нетерпением ждут, когда их родители выйдут из воды и пойдут загорать, чтоб самим бесконтрольно беситься. То есть они, может, вовсе и не особо любят купаться, но когда без присутствия родителей, то просто обожают. Действительно, первая основа «Дети любят купаться» без уточняющего придаточного предложения, указывающего на конкретное условие этой любви к купанию, не будет иметь такого смысла.

Реклама

В рамках выбранной темы также стоит рассмотреть всякие сложные случаи, в которых в основном и делается наибольшее количество ошибок. Начнём с трудностей в сложноподчинённых предложениях. Во-первых, не забываем, что придаточное предложение может находиться не только в начале или в конце предложения, но и в середине: «Дети любят, когда родители загорают, купаться». (Не забываем обособлять с двух сторон.)

Во-вторых, придаточные предложения могут быть однородными, их может быть два и более («Дети любят купаться, когда родители загорают и нет волн»), тогда между ними знаки препинания ставят так же, как между однородными членами предложения. Как узнать, являются ли они однородными? Если перед всеми придаточными предложениями можно поставить тот же союз, который стоит перед первым, смотрящийся там органично, значит они однородные. Например: «Дети любят купаться, когда родители загорают, море теплое и нет волн». Или: «Дети любят купаться, когда и море теплое, и нет волн, и родители загорают».

Реклама

В-третьих, и внутри придаточных предложений могут быть однородные члены предложения: «Мы любим купаться, когда они загорают и общаются с друзьями и коллегами». В придаточном предложении одна пара однородных членов — «загорают и общаются», другая — «друзьями и коллегами». Между этими парами запятая не ставится, так как между собой они однородными не являются.

В-четвёртых, стоит напомнить, что те самые придаточные предложения могут начинаться со слов «и хотя», «но если», «с тех пор как», «в то время как», «несмотря на то что» — и это уже будет конкретным указанием на наличие сложноподчинённого предложения. Какие фразы не следует считать подобными «маяками»? «Во что бы то ни стало», «что есть мочи», «что попало», «как ни в чём не бывало», «будь что будет», «куда глаза глядят», «кто во что горазд». Не путайте!

Реклама

В-пятых, в некоторых случаях необходимо уловить истинный смысл: «Я знаю, что, если начнется дождь, мы зайдем в дом» и «Я знаю, что если начнется дождь, то мы зайдем в дом». Почему в первом случае после «что» стоит запятая, а во втором — нет? В данном случае можно посоветовать применить такой приём: в первом случае конструкцию с «если» можно выкинуть из предложения без потери смысла, а во втором — это не получится. Тот же прием можно использовать в таких предложениях, где вместо «что» — союзы «а» или «и»: «Мы сидим во дворе, а если начнется дождь, зайдем в дом» — запятая перед «если» не нужна, поскольку конструкцию «если начнется дождь» выкинуть нельзя.

Рассмотрим ещё несколько примеров затруднений.

Реклама

1. «Он обиделся и не сказал почему». «Почему» тут является не придаточным предложением, а союзным словом.
2. «Я пришёл не когда ты просил, а когда смог». «Мы гуляем и если идет снег». Запятая не ставится между главной и придаточной частями, когда перед союзом или относительным словом есть отрицание «не» или союзы «и», «или» и т. п., тесно сливающиеся с придаточными предложениями.
3. «Семестр закончится досрочно, а именно когда начнутся зачёты». На месте «а именно» могут оказаться и следующие обороты: «особенно», «в частности», «лишь», «то есть» — не забываем правильно расставлять знаки препинания.
4. «Вернётся не раньше чем вечером». То есть вернётся не раньше вечера — запятую не ставим. В подобных случаях встречаются также обороты «больше чем», «меньше чем» и др.

Надеюсь, что представленная информация хоть немного поможет начать делать меньше ошибок при письме не только детям, но и взрослым.

Реклама